Ну давайте с ab ovo. Штатный сидометр/одометр. На старых (и не очень)автомобилях имел трсовой привод от КПП, обычно один оборот троса на один пройденный метр дистанции. К тросу спидометра цеплялись всякие механичекские штурманские приборы. Также в разрез оболочки троса спидометра устанавливаются датчики Terratrip-ов и Coralba.
Как скрестить трос спидометра с ноутом? Элементарно. Вкрутить "проходной" датчик скорости. ТАЗы - вкручивается в КПП. 41-й москвич, жигули-классика - вкручивается меджу тросом спидометра и спидометром. ИЖ - не пробовал, в КПП там своя резьба. В данном случае на датчике скорости никакой нагрузки, кроме ноута, не висит (спидометр-то механический), поэтому испльзуем самую простую схему подключения:
Далее - инжекторные автомобили с тросовым спидометром: ТАЗы, СВР, некоторые иномарки. У этих автомобилей датчик скорости работает только на ЭБУ двигателя. СВР, например, можно тупо подключить без каких-либо схем - желтый провод ДС на 8 ногу, черный - на 5-ю.
Далее - инжекторные автомобили с электронным спидометром. Датчик скорости работает и на ЭБУ двигателя, и на комбинацию приборов. Возможны всякие варианты трансформации сигнала датчика скорости - в ЭБУ или в комбинации приборов. Наша цель - найти сигнальный провод, и подключиться к нему через следующую схему:
Эмиттерный повторитель нужен для "развязывания" нагрузок, при прямых подключениях бука в таких автомобилях зачастую отказывает спидометр/одометр, а то и ЭБУ начинает глючить.
Отдельно хочу сказать про Hyundai Accent MT* (с МКПП то бишь). У данного автомобиля тросовый привод спидометра и совершенно дебильный герконовый датчик скорости в комбинации приборов. Добиться нормальной работы ноута с ним не удалось никому.
"Редкости" - на некоторых автомобилях в качестве датчика скороти работает датчик АБС. Единственная работоспособная схема, снимающая сигнал с гольфовского датчика АБС была безвозвратно угроблена летавшим по багажнику домкратом на нижегородском картофане. Автор схемы - Олег Климов ака ОК, ныне переместился из москвичеводов в ситроводы.
Теперь о "считывании" дороги с колеса автомобиля.
1. Велокомпьютеры. На тормозном щите или каком-нибудь кронштейне закрепляется геркон, на тормозном барабане или колесе закрепляется магнит. При пролёте магнита рядом с герконом происходит замыкание контактов. Также пара магнит-геркон используется для подключения ноутов.
2. Карбовый датчик Холла. Подключение древнее, как гуано мамонта, и ненадёжное, датчик обычно разбивается гравием.
3. Индуктивные датчики. Кто-то использовал волговский ДПКВ. Покойный Сергей Садовый предложил использовать индуктивные датчики Omron:
http://industrial.omron.ru/ru/products/catalogue/sen...
4. Индуктивные датчики Terratip-ов и Coralba - аналоги п.3, только двухпроводные и с особенными уровнями сигнала.
Несколько ссылок:
Как "подбираться" к электронным спидометрам:
http://www.chiptuner.ru/content/pub_04
Где найти провод с датчика спидометра у большого количества иномарок:
http://oldcar.su/index.php?option=com_phocadownload&view=file&id=208&Itemid=3
ссылку на Pole Star: http://www.autoforum.nnov.ru/forum/showthread.php?postid=78352#poststop
http://xr-08.livejournal.com/262190.html
http://wwwboards.auto.ru/r3k/31749.html
По поводу Акцента МТ - впрочем секс ещё тот
http://forum.accent-club.ru/index.php?showtopic=71680
Статья Алексея Горелова из группы Р3К вКонтакте
Для уменьшения дребезга рекомендую еще параллельно резистору...
Для уменьшения дребезга рекомендую еще параллельно резистору емкость около 1нФ (более точно - подбирается экспериментально с помощью осциллографа), а если совсем по уму - не поленитесь воткнуть развязку на оптроне и какую-нибудь согласующую логику или хотя бы транзистор (со стороны RS-232С).
Я например подключаю датчик через микроконтроллер, который считает импульсы и выдает информацию по RS232 уже в символьном виде. Все железо стоит копейки, достаточно уметь паять и микропрограммировать. Больше всего будет стоить качественный корпус и разъемы :)
Плюсы схемы:
1) Совместимость с какими угодно датчиками
2) Независимость от питания (микроконтроллер может хранить в своей памяти некоторое время посчитанную сумму импульсов на случай если ноут перезагрузится и т.п.)
3) Независимость от операционной системы: может работать в WindowsXP, Vista, BSD, Linux и т.д. за счет унифицированного интерфейса, обычно не требующего специальных драйверов (прикиньте как будет удобно например с планшетным компьютером).
4) Возможность работы по COM-порту или USB
Минусы:
- Чайный Навигатор напрямую не поддерживает такое железо. Придется либо писать свою программу (кто умеет программировать - не проблема), либо использовать готовую.
Скажем, первая наша версия такого программно-аппаратного комплекса эксплуатировалась в 2004 (? а может и 2003?) Д. Самойловым, который написал Rally Soft Ruta (под Windows).
В принципе, если будет интерес, могу наклепать относительно занедорого таких железяк сколько захочется :) (если захочется много - закажу на заводе).
Стабильность работы - отличная, по результатам эксплуатации.
Тут еще с некоторыми товарищами обсуждали бюджетный вариант переговорки специально для Р3К, опять же, это все делалось и испытывалось несколько лет назад, и если будет интерес - можно попробовать тиражировать.