Итак, к написанию этого мини-реферата меня сподвигло сообщение T1974A. Все ниже написанное относится только к моему ИМХО и может кардинально разниться с Вашими представлениями. Однако все же надеюсь, что может быть и полезно.
Если есть дополнения или комментарии- постараюсь учесть и исправить.
Ну что же, начнем: До 60-ых годов скорости автомобиля, да и состояние дорог вполне позволяли при случае уйти от столкновения или подставиться менее уязвимой частью автомобиля.
Однако с ростом скоростей тяжесть последствий аварий, разумеется, увеличилась. Конструкторы сравнительно долго ломали голову над проблемой спасения жизни(лично меня очень умиляет вариант, когда при угрозе столкновения при нажатии на специальную кнопку спинка сиденья резко откидывается назад), и одно из простых решений- пресловутые ремни.
Сначала безынерционные, которые часто путались под ногами, а в некоторых случаях даже представляли реальную угрозу - описан случай выгибания кузова "Жигулей" дугой при задевании выпавшим из салона ремнем препятствия на дороге.
Каскадеры пользовались отрезком пожарного шланга, прикрученного болтами к кузову. А потом пошли ремни инерционные, и пиропатронные, и многие другие. Нужны ли они Волге? Постараюсь ответить как медик с ними лучше! Вот официальная годовая статистика из журнала "ЗА РУЛЕМ" Эта таблица попалась мне в журнале “За Рулем”(в скобках место- с начала/ с конца)
Марка (модель) транспортного средства | Количество ДТП | Погибло (чел.) | Ранено (чел.) | Тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) |
“Запорожец” всех моделей | 11407 | 1522 | 13626 | 10,0 |
ВАЗ— 2121 “Нива” | 3159 | 600 | 3906 | 13,4 |
“Жигули” всех моделей | 63424 | 11488 | 78118 | 13,8 |
ЛуАЗ— 969 | 536 | 83 | 589 | 12,1 |
“Москвич — 408”, “412” | 15456 | 2430 | 19004 | 11,3 |
“Москвич — 2138”, “2140” | 13014 | 1952 | 15621 | 11,1 |
“Волга” ГАЗ — 21 | 1834(5/8) | 325(5/8) | 2247(5/8) | 12,6(7/6) |
“Волга” ГАЗ — 24 | 14132 | 1733 | 17033 | 9,2 |
“Волга” ГАЗ— 3102 | 74 | 16 | 128 | 11,1 |
ГАЗ— 69, ГАЗ— 69А | 335 | 75 | 506 | 12,9 |
УАЗ— 469 | 1977 | 469 | 3109 | 13,1 |
Пикапы и фургоны на шасси легковых автомобилей | 891 | 191 | 1172 | 16,4 |
Как видите, Волга где-то посередине.
Разница в один или два человека на сотню пострадавших для кого-то несущественна? Задумайтесь, а так ли она безразлична, когда на этом месте могут быть дорогие вам люди?
Из того же "За Рулем": "Автомобиль ГАЗ — 21 был снят с производства в 1970 году и оснащения для установки ремней не имел. Более того, места крепления ремней для этой машины не разрабатывались. За время же эксплуатации каркас кузова частично теряет прочность из-за естественного старения, коррозии металла: ведь самой “молодой” машине—десять лет(на момент выхода статьи- прим БТ-21).
Вот почему горьковский автозавод считает невозможной установку ремней безопасности на автомобиль ГАЗ-21. Что касается требований ГАИ по установке ремней безопасности, то они распространяются только на те автомобили, которые оснащены специальными гнездами для крепления ремней на заводе-изготовителе." Однако нам известно, что места под установку были на экспортных машинах были предусмотрены. Так же как и усиление кузова в этих местах.
Снова обращусь к "За Рулем" «Волга» —САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ"!!! Автомобильный клуб Финляндии энергично пропагандирует применение поясов безопасности. Во время рекламных испытаний (называемых «смертельной ездой») с применением поясов было замечено, что наибольшую безопасность обеспечивает советский автомобиль «Волга»(испытания проходили в 1964году- прим БТ-21), пользующийся большой популярностью у финнов.
Во время одного из серии рекламных трюков на бетонном поле аэродрома автомобиль, ведомый шофером-испытателем А. Вуори со скоростью 80 км/час, дважды перевернулся, а затем, не уменьшая скорости, врезался в бетонную стену. Собравшимся репортерам А. Вуори сказал после этой рискованной пробы, что избрал для нее советскую «Волгу», так как она является самым безопасным автомобилем а мире."
В "Огоньке" можно было тогда увидеть фото испытаний. Это, конечно, очень мило, но нужно учесть, что удар о стену был не фронтальным, а со смещением, и колонка не успела войти в салон. Кроме того, машина кувыркнулась через линию "капот- крыша", то есть только крыша нагрузку не воспринимала. Зацитирую отрывочки из книги "Москвичи на "Москвичах" (происходило описанное в 1966 году)
"Наши эстонские мастера Ханс Рюютель и Гуннар Хольм шли в своем классе на одном из первых мест. {...}И вот надо же, чтобы в этих условиях неожиданно и оглушительно у лопнул именно левый баллон! Машину стремительно понесло под откос, в пропасть... Фары нашей машины вырвали из густого облака пыли фигуру человека, стоявшего у обрыва и отчаянно махавшего нам руками. По-видимому, он до сих пор тщетно подавал сигналы проносившимся мимо зарубежным участникам гонки.
Мы остановились. Это был Рюютель. Лицо его было в крови, на которую успел осесть бурый и жирный слой пыли; из-под комбинезона торчал большой белый лоскут—часть рубахи, видимо порванной на бинты. Он едва держался на ногах... То, что мы увидели, заставило нас и ужаснуться, и с облегчением перевести дух. Внизу, наискосок, метрах примерно в 120 от края откоса, стояла на четырех колесах, будто собираясь продолжать гонку, сильно помятая «Волга». Она стояла на узкой, как бы специально уготованной природой для этого случая каменистой террасе, метрах в двух от... нового обрыва, глубина которого уже отлично проглядывалась.
Только благодаря исключительному мастерству Хольма машину, когда лопнул баллон, пронесло по откосу сильно вперед, так что падение было не отвесным, а как бы стремительным продолжением гонки по косогору. Мы сообща втащили почти бездыханного Хольма на шоссе усадили обоих пострадавших в нашу машину и помчались подальше от этого проклятого места к ближайшему пункту медпомощи. А рассказываю я все это сегодня потому, что через несколько часов в кольцевой гонке, открывающей крупнейшее в Европе ралли «Рейд Польский», рядом со мной, на "Москвиче" со стартовым номером 50, примут участие... Рюютель и Хольм.
Да, да, те самые, которые летели в пропасть на ралли «Акрополис»!" К чему я это здесь привел? А к тому, что хоть и пролежали они несколько месяцев, но выжили и инвалидами не стали. А машину эту я видел- сплющило даже панель приборов, машина полностью смята как консервная банка. А как, интересно, водитель спасал бы положение, летая незакрепленным по салону?
Вспомните фильм "Гонщики". 21-ая летит под откос на крышу. При выбитых стеклах в кувыркающейся машине вы бы хотели полагаться только на ловкость и цепкость своих рук? Вряд ли... Синяя 21-ая второго выпуска, ударившая ВАЗ-2115 в левый бок. Передок Волги сплющен до лобового стекла. Двери Волги раскрылись от удара.
Вы хотели бы оказаться в машине, где двери могут открыться или отлететь, снова полагаясь только на цепкость? И не надо рассказывать потом с гордостью, что Лада тоже ремонту не подлежит. И не гарантия, что водителю этого уже не рассказать никому и никогда. Как медику, мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда после ДТП даже с участием иномарок, люди, не пристегнутые ремнями, ударялись о руль. Когда приезжала скорая, они отказывались от госпитализации, у них ничего не болело, ни на что не жаловались и на обследование ехать отказывались. Их привозили потом- ночью в экстренную хирургию или утром в патббюро.
Виной этому следующее- после резкого удара/потрясения нервная система "оглушена"- будет шок, а кровотечения не будет, так как наружу ничего не течет, так как кожа как барьер не повреждена, а порванные сосуды паренхиматозных органов спазмированы перевозбужденной в результате стресса симпатической нервной системой. А потом, когда человек начинает немного успокаиваться, внутреннее кровотечение становится все сильнее. И не гарантия, что собственные нервы органов смогут выполнить свою защитную функцию. И если окружающие смогут сориентироваться и привезти человека экстренно в реанимацию- его можно спасти.
Полагаю, здесь все представляют себе опасность рулевой колонки "Волги". К 40-50 годам эластичность грудной клетки очень сильно снижается(вам никогда у терапевта грудную клетку не сжимали?). Опасно в принципе и то, и то- при тугой клетке возможно ранение обломками ребер, а при эластичной- контузия(удар) сердца/легких, что опасно отеком легких или кардиогенным шоком.
Таким образом, при угрозе удара нужно попытаться вильнуть рулем, чтобы колонку не вогнало в салон как штык, а чтобы её картер отвело в сторону, что значительно снизит риск ранения. {Сейчас вот пишу и думаю- а хорошо это- рассуждать о безопасности, сидя перед монитором. А на дороге рассуждать некогда...} Ещё один аргумент "За"- это то, что ремень не позволит Вашей шее достать капот, если он решит не согнуться, а влететь на несколько сантиметров в салон. Кроме того, ремень сыграет свою службу и при боковом ударе, помогая не потерять контроль над машиной.
Подголовники, устанавливаемые на спинку, особой роли не сыграют. Они, кстати, не подголовники по сути, а "подзатыльники"- именно там их нужно располагать, чтобы не произошло переразгибание шейных позвонков, что чревато повреждением спинного мозга, нарушением сосудов, кровоснабжающих головной мозг. Поясню- высок риск элементарного "отлета" этого самого подголовника назад, достаточное для смертельного переразгибания. Так что по-хорошему, нужно имплантировать подголовник в сиденье.
Переделку рулевого управления по сути нужно делать с разрешения НАМИ и по их схемам. Так что замена сидений в сбудет проще. Я бы рекомендовал сиденья от Jeep'а, лучше задние. Это такие сиденья вполне в стиле Волги, тоже диван, причем по центру будет простор даже для рычага КПП от 24-ки. В них имеется возможность удобного и малозаметного подсоединения ремней современного класса. Таким образом, Вы значительно увеличите безопасность Вашего автомобиля, не потеряв комфорта и стиля. Вот. С радостью выслушаю комментарии
PS А сам я никогда ремни не поставлю. Wink))) Я на Волге езжу не быстрее 80-ти, обычно 70 и постоянно смотрю, куда бы при случае риска лобового удара безопасно отвести свою Королеву... Александр Баракин