Секреты вождения автомобиля ночью и в условиях плохой видимости

В условиях плохой видимости и в темное время суток опасность управления автомобилем увеличивается. Например, водитель может не заметить идущих людей или находящиеся на обочине транспортные средства. Особенно сложно их вовремя заметить, когда цвет одежды пешехода или цвет машины имеют темный оттенок. Это связано с тем, что в темное время суток водитель может видеть только освещенную полосу дороги и не более. Ее размер составляет, приблизительно, 100 на 15 м. Видимость других участков проезжей части ночью чаще всего невозможна.

Основные опасности, с которыми может столкнуться водитель на дороге в темное время суток:

 

 

  • Ухудшение видимости в силу погодных условий.


    Ослепление
    Немало происшествий в темное время суток возникает при встречном разъезде. По разным оценкам, до 15 процентов всех происшествий. Дело в том, что при сближении автомобилей на расстояние до 150 м происходит снижение видимости. Максимальная потеря видимости наступает на расстоянии до 30 м из-за ослепления водителей лучами света фар встречных транспортных средств. Восстановление чувствительности глаз после этого происходит постепенно. Все зависит от степени потери видимости после ослепления и скорости адаптации органов зрения. У большинства водителей адаптация органов зрения к изменению яркости продолжается несколько секунд. Об этом свидетельствуют проведенные исследования. Однако бывают и исключения. Выяснилось, что у 5% людей этот показатель достигает 30 секунд, что в несколько раз выше нормального. За это время автомобиль даже при низкой скорости проходит несколько сот метров. Поэтому ослепление так опасно. Получается, что при внезапном переходе со света в темноту водитель мало что видит.

    Ослепление может происходить и по другим причинам. Например, вследствие отражения лучей света от полотна дороги. Особенно если дорога мокрая. Как его избежать? Помочь в этом может своевременное переключение дальнего света фар на ближний. Главное, что нужно помнить: переключать свет следует именно в тот момент, когда он мешает безопасному разъезду, приблизительно за 300 м до встречного автомобиля, но никак не менее чем за 150 м. Перед переключением света нужно посмотреть подальше вперед, чтобы можно было заметить находящиеся впереди препятствия. Таким образом, вы сможете ориентировочно определить расстояние до них и время сближения.
    Не все водители обладают необходимой квалификацией. В том случае, если водитель встречной машины ослепил вас, не перейдя на ближний цвет, не стоит отвечать ему тем же. Можно попросить его об этом неоднократным переключением света с дальнего на ближний или переключением на подфарники. Если нужной реакции не последовало и вас ослепило, надо незамедлительно снизить скорость, а лучше остановиться. Особенно часто это происходит, если встречный автомобиль – грузовой, ведь некоторые водители таких автомобилей никогда не переключают дальний свет. Это связано с тем, что их кабины расположены высоко, и дальний свет их ослепляет незначительно.

    При разъезде не рекомендуется смотреть на фары встречного автомобиля, надо смотреть в сторону обочины. Также не стоит совершать резкие перемещения в сторону, поскольку это небезопасно. Вы можете не заметить другие транспортные средства, находящиеся или движущиеся рядом, или наехать на пешеходов, идущих по краю проезжей части. В силу этих причин при движении с ближним светом фар следует ехать как можно ближе к правой бровке дороги. Таким образом, вы сможете внимательно просматривать правую полосу. Благодаря этому, вам будет несложно увидеть какие-либо препятствия на дороге, как то: пешеходы, неосвещенные транспортные средства, велосипедисты и т.д.

    При встречных разъездах на поворотах преимущество у водителя, двигающегося по внутренней кривой, поскольку его не будут ослеплять фары встречного автомобиля. Однако и здесь есть свои опасности. Такому водителю нужно помнить, что он может ослепить водителя, движущегося по внешней кривой. При маневре ассиметричная правая часть света будет направлена в его глаза. Как этого избежать? Надо подготовиться к возможности ослепления на повороте влево. Для этого необходимо, прежде всего, снизить скорость, наблюдая за правым краем дороги. В этом вам помогут находящиеся в зоне света фар зеленые насаждения или ограждающие столбики. Безусловно, надо избегать взгляда на фары подъезжающего автомобиля.


    Непредвиденное
    Наибольшую опасность в темное время суток представляет внезапное появление пешеходов на дороге. Особенно нетрезвых. Летом человек в темной одежде сливается с окружающей местностью. Вы сможете увидеть его только на расстоянии 30 м. Зимой видимость пешехода на фоне снега слегка лучше, но и здесь есть свои опасности. Заметив в дальнем свете фар человека в отдалении, водитель в какой-то момент теряет его из виду. По мнению специалистов, это связано с тем, что по мере сближения освещенность окружающего снега и пешехода сравнивается. В этой ситуации, подъезжая ближе, водитель может просто не заметить человека. Совершив наезд, водитель потом утверждает, что человек возник на дороге неожиданно, как из-под земли вырос. Поэтому, заметив пешехода, следует сразу снизить скорость и объехать его на достаточном расстоянии.

    К сожалению, на наших дорогах все еще встречается немало автомобилей, движущихся с одной работающей фарой. Движение таких машин ночью крайне опасно, поскольку в темноте их можно принять за мотоциклы. Согласно правилам дорожного движения, наличие света в левой фаре автомобиля необходимо для безопасности встречного движения. Если левая лампа не работает, нужно переставить лампу из правой фары и с большой осторожностью двигаться к месту стоянки.

    Ночью, из-за плохой видимости, любые оставленные на дороге предметы могут представлять дополнительную опасность для водителя. Так, например, опасность представляют брошенные на проезжей части без освещения велосипеды, строительные машины, тракторы, конные повозки и т.д. Особую опасность представляют ограждения в местах проведения ремонтных работ. К сожалению, они не всегда обозначены необходимыми знаками или красными фонарями, однако это не снимает с водителя обязанности вовремя заметить их и принять меры предосторожности. О приближении к такому месту могут указать кучи гравия или песка по краям дороги.

    В идеале неосвещенных препятствий на проезжей части быть не должно. Однако, в любом случае, водитель обязан соблюдать необходимые меры предосторожности, поскольку в случае наезда на неосвещенное препятствие ответственность с него не снимается. К тому же, мер предосторожности не так много. Это, в частности, ограничение скорости. Вы должны иметь возможность выполнять необходимые действия по управлению автомобилем на расстоянии видимой проезжей части. Скорость следует выбирать с учетом возможной остановки машины перед «неожиданно» появившемся на дороге из темноты препятствием.


    Обгон
    Как правильно осуществлять обгон в темное время суток? Прежде всего, необходимо запомнить схему переключения света фар. Чтобы не ослепить водителя через зеркало заднего вида, необходимо переключить свет фар с дальнего на ближний на расстоянии около 200 м к обгоняемому автомобилю. Позже, уже поравнявшись с обгоняемым транспортным средством, можно будет включить дальний свет. Таким образом, вы устраните опасность ослепления для водителя. При приближении обгоняющего автомобиля водителю обгоняемой машины следует также снизить скорость и принять вправо. Переключать дальний свет на ближний стоит лишь тогда, когда обгоняющий приступит к опережению. После того, как дистанция между машинами достигнет 200 м можно вернуться к дальнему свету.

    В условиях плохой видимости очень важно выбрать скорость движения. Причин тому несколько. Во-первых, увеличение времени реакции. В темное время суток может пройти более трех секунд, пока водитель успеет отреагировать, приведя в действие тормоза. Это, в свою очередь, приводит к удлинению тормозного пути. Что особенно опасно ночью. Безусловно, можно двигаться и со скоростью более 80 км/ч, однако только в случае ровной местности и хороших дорожных условий. Считается, что скорость движения автомобиля в любое время суток должна обеспечивать остановку на той длине пути, которая видна в свете фонарей на улице или фар машины. Т.е., если свет фар укладывается на дороге, с ближним светом фар лучше ехать на скорости не более 45 км/ч. Если же свет фар повисает в воздухе, а дорога извилистая - необходимо снизить скорость.


    Остановка
    Остановка на неосвещенном участке дороги не менее опасна, как и стоянка. Вы создаете опасность для других участников движения. Если стоянка необходима, лучшим местом для нее станут примыкающие к шоссе грунтовые дороги или специальные площадки. Если габаритные огни у машины неисправны, запрещена даже кратковременная остановка на неосвещенном участке дороги. Транспортное средство должно быть перемещено за пределы обочин дороги и разделительной полосы. Иногда машины ломаются в самый неподходящий момент, на проезжей части, и водитель вынужден остановить автомобиль там, где остановка и стоянка запрещены. В этом случае водитель должен включить аварийную световую сигнализацию. В случае ее отсутствия надо выставить за транспортным средством знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Приблизительно на расстоянии 30 м от автомобиля. Такие знаки - фонарь или треугольник – должны входить в снаряжение каждого автомобиля.


    Туман
    Туман доставляет дополнительные неудобства для водителя. Это опасный противник для любого вида транспорта, будь то автомобиль, пароход или самолет. В чем его опасность? Причинами ухудшения видимости во время тумана являются как его плохая прозрачность, так и оседание конденсата на теплых стеклах транспортного средства. Из-за этого при тумане необходимо периодически включать стеклоочиститель. Как показывают проведенные исследования, туман не только ухудшает видимость, но и изменяет окраску всех цветов, кроме красного. В условиях тумана зеленый цвет становится желтоватым, а желтый - красноватым.

    Согласно статистике, около 77% аварий, произошедших в тумане, составляют столкновения с идущим впереди транспортным средством. Большинство водителей стараются выдержать безопасное расстояние между автомобилями, однако, проблема в другом. В тумане кажется, что все предметы находятся примерно в два раза дальше, чем на самом деле. Поэтому при движении следует быть очень внимательным. Пересекать перекресток, регулируемый светофором, следует только тогда, когда есть полная уверенность в том, что включен сигнал, разрешающий движение. Аналогичные меры предосторожности следует предпринимать при движении в сильный ливень или густой снегопад.

    Доказано, что для водителя движение в густом тумане является большой психофизиологической нагрузкой. Ведь включение дальнего света фар в этом случае не улучшает видимости. Такой свет слепит водителя, он создает непрозрачную среду, отражаясь в мельчайших водяных каплях. Поэтому в тумане надо передвигаться только при ближнем свете фар при использовании специальных противотуманных фар. Последние должны находиться на высоте не менее 250 мм от покрытия дороги. Есть и другим требования к противотуманным фарам, зафиксированные в правилах дорожного движения. Они должны быть не выше фар ближнего света и не далее 0,4 м от наружного габарита по ширине. Их расположение должно быть симметрично относительно продольной оси машины. Отсутствие лучей, направленных вверх, - непременное условие. Водителю позволяет видеть освещенные предметы поток света, направленный между туманом и дорогой, т.к. туман стелется на расстоянии от земли.

    Одновременно с противотуманными фарами во время тумана необходимо включать габаритные огни. Это следует делать как ночью, так и днем. Габаритные огни помогают водителям встречных и сзади движущихся автомобилей раньше увидеть автомобиль и принять необходимые меры безопасности. Освещение на машине надо включать как во время движения, так и на стоянках автомобиля. Свет является хорошим предупреждением других участников движения. Ведь наибольшая опасность при перемещении в тумане - это пешеходы и транспортные средства, стоящие или движущиеся без освещения.

    Ни в коем случае не пытайтесь никого обогнать в условиях тумана. Вам может казаться, что дорога впереди свободна, но это не так. Скорость движения при тумане должна быть ниже, чем скорость при ясной погоде. Как правило, если видимость не превышает 20 м, лучше ограничиться скоростью движения в 10 км/ч. При движении строго держитесь правой стороны. В этом вам помогут обочины дороги, тротуары или бортовые камни.

    Будьте внимательны. Не рискуйте жизнью других и своей собственной!