Эффект аквапланирования возникает во время езды на автомобиле с высокой скоростью по дороге, покрытой лужами. Данный эффект яваляется одной из причин автомобильных аварий, так как водители не могут во время аквапланирования справиться с управлением машины. При этом, чем выше скорость движения автомобиля, тем выше вероятность возникновения ДТП.
Как уже было сказано, эффект аквапланирования может появиться при движении на высокой скорости. Но для возникновения этого эффекта только лишь большой скорости недостаточно. Чтобы лучше понять суть аквапланирования, вспомним школьные уроки физики. Если сила сцепления автомобильной шины с сухим асфальтом равна единице, то сила сцепления шины и мокрого асфальта будет приблизительно равняться 0,5. Сцепление шины и льда будет еще меньшим. А сцепление автошины и дорожного покрытия во время аквапланирования равняется нулю, то есть, колеса автомобиля скользят по поверхности воды, не касаясь дороги, что, естественно, приводит к невозможности в этот момент управлять автомобилем.
Итак, результаты, к которым приводит эффект аквапланирования, ясны. Но что же является причиной возникновения данного эффекта? Представьте себе, что вы едете по дороге, покрытой лужами и жидкой грязью. Шины вашего автомобиля все время выдавливают из-под себя эту жидкость, и перед колесами постоянно находится своего рода водяной вал, который может достигать величины трех сантиметров и давление которого может равняться двум bar. Если ширина протектора шины легкового автомобиля приблизительно равна 15 см, то вес, с которым водяной вал вгоняется между покрышкой и асфальтом, составляет от 30 до 40 кг. При определенных условиях автомобиль может выдавливать эту воду, а шины — сохранять необходимое сцепление с дорогой.
Этими условиями являются:
1. Хорошее качество шин.
2. Небольшая толщина водяного покрова на дороге.
3. Невысокая скорость движения автомобиля.
Если автомобильные шины старые и изношенные, то они практически не способны вытеснять воду из-под колес, и эффект аквапланирования может возникнуть даже на не слишком большой скорости (водяной вал будет увеличиваться, шины потеряют сцепление с дорожным покрытием, автомобиль «поплывет»). Аквапланирование не дает управлять автомобилем, и его не остановить даже нажатием на тормоз.
То, как именно возникает эффект аквапланирования, зависит от типа привода автомобиля. Как правило, у автомобилей с задним приводом эффект аквапланирования начинается с передних колес. В момент возникновения этого эффекта водитель не ощущает сцепления с дорогой, автомобиль не реагирует на управление, его невозможно остановить. Аквапланирование у автомобилей с передним приводом начинается чаще всего с задних колес. Из-за этого данный эффект может быть незаметен водителю (даже после увеличения скорости). Но после торможения или сброса газа автомобиль может развернуться и начать крутиться вокруг своей оси.
К сожалению, эффект аквапланирования могут вызывать не только старые, но и некоторые новые шины (как правило, шины с летней резиной). Поэтому рекомендуется выбирать летние шины с особым «дождевым» рисунком, которые удерживают сцепление колеса и мокрого дорожного покрытия, препятствуя возникновению эффекта аквапланирования.
Эти «водоотталкивающие» шины достаточно легко узнать по особому рисунку протектора. Как правило, на этих покрышках в центре есть очень глубокая полоса-канавка, а по ее бокам расположены поперечные полоски. У самых лучших шин этот специальный «водоотталкивающий» рисунок изображен в виде «елочки» (вода попадает в вершину «елочки» и вытесняется по ее «ветвям» в стороны от колеса). Но очень важно, чтобы этот рисунок был расположен правильно (вода должна поступать именно в вершину «елочки»). В противном случае вода будет не выталкиваться, а, наоборот, вливаться в место контакта шины и дороги, не предотвращая, а, напротив, усиливая эффект аквапланирования.
При этом следует знать, что специализированные шины, препятствующие эффекту аквапланирования, при движении по сухим дорогам обладают худшими характеристиками, чем обычные шины (они быстрее изнашиваются и увеличивают расход топлива).
Кроме состояния шин, на возникновение эффекта аквапланирования влияют и другие характеристики автомобиля, такие, как:
1. Состояние амортизаторов (изношенные амортизаторы повышают вероятность возникновения аквапланирования).
2. Характеристики рулевого механизма.
3. Состояние подвесок.
4. Параметры развала и схождения.
5. Распределение нагрузки по осям.
Вероятность возникновения эффекта аквапланирования зависит также от качества и состава дорожного полотна. Так, например, аквапланирование скорее возникнет на гладком автобане, чем на зернистом асфальтобетоне. Чем более неровным является доржное покрытие, чем больше на нем бугорков, трещин и т.п., тем меньше шанс возникновения аквапланирования у вашего автомобиля.
В начале статьи упоминалось, что причинами возникновения эффекта аквапланирования являются, помимо всего прочего, большая толщина водной пленки и высокая скорость движения автомобиля. Но при этом до сих пор неизвестны точные показатели скорости автомобиля и толщины водной поверхности, приводящие к аквапланированию. Поэтому не существует и методик контроля и предупреждения возникновения данного эффекта. Сотрудники НАМИ работают над этим вопросом, но однозначных ответов по поводу возникновения аквапланирования нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся.
Известно только, что для предотвращения такого крайне опасного эффекта, как аквапланирование, необходимо принимать следующие меры:
1. Приобретать качественные автомобильные шины.
2. Не ездить по мокрому дорожному покрытию на высокой скорости.