Сколько раз, проходя мимо автомобиля, работающего на газе, можно услышать опасения по поводу того, не взорвется ли машина и все, что находится в ней и рядом с ней. Практически никто действительно не знает, сколько в подобных опасениях реальной опасности, а сколько надуманных предубеждений. Говоря о безопасности или опасности автомобиля на газовом топливе, нужно учитывать, в первую очередь, объективные, независимые физико-химические свойства газов, а не те истории и спецэффекты, которые нам так что в последнее время показывают в различных голливудских фильмах.
Итак, развеем некоторые мифы о газовом топливе машинах, которые на нем работают.
Прежде всего, стоит уяснить, что сам по себе газ взорваться не может. Для воспламенения, а тем более для взрыва газа необходимо смешение газа с воздухом в достаточно больших объемах, иными словами, возникновение так называемой топливовоздушной смеси. Пока газ находится под давлением в баллоне, попадание воздуха исключается. В этом отношении гораздо опаснее могут быть баки с бензином и дизельным топливом, потому что в них почти всегда присутствует смесь их паров с воздухом. Более того, нижние температурные и концентрационные пределы, необходимые для воспламенения природного газа, значительно выше нефтяных видов жидкого топлива.
Второе, что следует запомнить – это то, что шанс взрыва при утечке газа также невелик. Плотность газа почти в два раза ниже, чем у воздуха, поэтому если герметичность баллона нарушена, газ стремительно уносится вверх, растворяясь в атмосфере. По этой причине во многих государствах в мире газозаправочные станции для автомобилей разрешено строить в жилых городских квартах, а в ряде стран заправка транспортных средств газом разрешена даже в подземных гаражах. Если и после таких фактов у вас по-прежнему возникают сомнения, то присмотритесь к следующим данным. Американские ученые подсчитали, что если 14 000 автобусов будут заправлять в закрытом помещении по 300 раз в год каждый, то вероятность возгорания составит всего 1 случай в 75 лет, на открытые заправки этот процент еще стремительнее уменьшается, стремясь к невозможности.
Еще одно заблуждение касается самого газового баллона, ведь он находится под давлением и может в любой момент взорваться. Во-первых, баллоны обладают многократным запасом прочности. Во-вторых, каждый баллон проходит целую серию серьезных испытаний на экстремальные температуры, на наличие повреждений при падениях с высоты, на устойчивость к открытому пламени и воздействию самой едкой кислоты, даже на прострел из оружия. Вердикт таков – баллоны не горят и сами по себе не представляют никакой смертельной опасности.
Газовые баллоны помещают в самые редко повреждаемые места машины, там они наименее уязвимы. Например, авторитетный производитель автомобилей BMW на основе имеющихся данных рассчитал, что вероятность повреждения машины именно в месте нахождения баллона составляется всего от 1 до 5 %. Еще одни обнадеживающие данные приводит Американская газовая ассоциация: за 10 лет из 2400 автомобилей на газе, попавших в ДТП, было зарегистрировано всего 180 ударов в зону расположения баллона из 1360 столкновений. При этом, ни один баллон так и не взорвался, зато произошло 5 случаев воспламенения бензина.
К сожалению, говорить о том, что газовые баллоны и машины, работающие на газовом топливе, неуязвимы было бы неправильно. Конечно, неприятные инциденты случаются и с газобаллонными автомобилями. Но как показывает практика и технические экспертизы, разрушение баллона происходит по причине грубых нарушений правил их эксплуатации: закончился срок службы баллона, баллон подвергался воздействиям, на которые не был рассчитан, баллон заправляли газом, для которого он не предназначался. Исключив подобные случаи собственной непредусмотрительности водителей, шанс разрушения газового баллона и возгорания ничтожно мал. К тому же, безопасность газобаллонных автомобилей неоднократно подтверждали ведущие автомобильные производители и статистика. Природный газ – это наименее опасное моторное топливо.
Однако, если по какой-то причине что-то пошло не так, и вы стали ощущать сильный запах газа, то нужно осуществить следующие действия: остановить двигатель, выключить зажигание и перекрыть оба вентиля на газовом баллоне. Часто в подобных случая утечку можно определить визуально по характерному обморожению и покрытию инеем. Поставьте переключатель в положение «бензин», запустите двигатель и продолжите движения в пункт техпомощи, где вам помогут устранить неисправность.
При утечке газа из баллона строго запрещается следующее: раскручивать соединительные трубопроводы, которые находятся под давлением, проводить самостоятельный ремонт, демонтировать неисправный газовый баллон при наличии в нем газа, проводить все виды работ, которые связаны с выделением большого количества тепла, например, сушка автомобиля в сушильной камере, оставлять машину и неисправный баллон под воздействием прямых солнечных лучей.
Таким образом, опасаться газовых баллонов для автомобилей не стоит, но на их правильно использование нужно обратить особое внимание. Тогда неприятных ситуаций можно избежать.