Долгое время в автомобилях применялись только гидроусилители руля. Электроусилители появились в конце прошлого века с развитием электроники. Усилители рулевого управления состоят из двух основных элементов - исполнительного механизма и привода. В зависимости от конструкции этих элементов различаются следующие виды усилителей: гидро, электрогидро и электро. В гидроусилителях исполнительным механизмом является цилиндр-рейка с поршнем, который делит цилиндр на два объема. Роторный или аксиально-поршневой насос, приводимый ремнем от коленчатого вала, засасывает из бачка масло и нагнетает под высоким давлением в 50—100 атм в золотниковый распределитель. Задача распределителя — отслеживать усилие на руле и строго дозированно помогать поворачивать управляемые колеса. Для этого используют следящее устройство — чаще всего это торсион, встроенный в разрез рулевого вала. Когда машина стоит или едет по прямой, то усилия на рулевом валу нет, и торсион не закручен — соответственно, перекрыты дозирующие каналы распределителя, а масло сливается обратно в бачок. Водитель поворачивает руль, колеса сопротивляются — торсион закручивается тем сильнее, чем больше усилие на руле. Золотник открывает каналы и направляет масло в исполнительное устройство. Когда баранка уже повернута до упора, срабатывают предохранительные клапаны, сбрасывая давление масла и сохраняя детали механизма от повреждения.
Схема с электрогидроусилителем конструктивно схожа с предыдущей. Разница заключается лишь в том, что насос - электрический, т. е. его электропривод приводится в движение не от двигателя, а от аккумулятора автомобиля. Это позволяет исключить отбор мощности от двигателя напрямую, за счет чего расход топлива уменьшается.
Электроусилитель руля - полностью механическая конструкция, которая включает в себя электромотор и редуктор, связывающий рулевой вал с электродвигателем. Насос и гидропривод в данной схеме отсутствуют. На торсионе следящего устройства стоит датчик, и в зависимости от его сигнала электроника подает ток нужной полярности и силы на обмотки электромотора, связанного с рулевым механизмом через червячную передачу. А по сигналам от датчика скорости можно изменять характеристику усилителя в соответствии с любой заложенной в память блока зависимостью, что влечет повышение безопасности на высоких скоростях, так как именно в таких режимах легкий руль может привести к потере управляемости автомобиля.