Автомобильные свечи зажигания служат для поджога топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензиновых двигателей. Между электродами свечи возникает электрический разряд, проскакивает искра, которая и поджигает смесь. Конструкция свечей может различаться, и существуют две основные группы:
Виды свечей зажигания:
- двухэлектродные
- многоэлектродные свечи
Двухэлектродная свеча считается классической, она имеет один боковой и один центральный электрод. У многоэлектродных свечей тоже один центральный электрод, но боковых может быть несколько.
Применением нескольких электродов на свече, конструкторы пытаются увеличить срок службы и надежность свечей зажигания. В обычной двухэлектродной свече искровой разряд проскакивает между двумя электродами, и электроды со временем выгорают. При поломке бокового электрода свеча выходит из строя.
В многоэлектродной свече разряд может проскакивать между центральным электродом и одним из боковых.
Искра как бы сама «выбирает» боковой электрод, у которого на данный момент электрическое сопротивление меньше. Не всегда это будет один и тот же электрод, рано или поздно искра перейдет на другой. Такая конструкция свечи увеличивает ресурс свечи зажигания и повышает надежность ее работы. Конечно, стоят такие свечи дороже, чем двухэлектродные, поэтому устанавливают их обычно на двигателях, где, как говорится, «за ценой можно не постоять».
Кроме своей конструкции свечи различаются материалом, из которого их изготавливают. Как правило, боковой электрод изготавливается из специальной легированной никелем и марганцем стали. Для увеличения ресурса свечи электроды дорогих свечей снабжаются напайками из платины или других благородных металлов. Не очень давно появились свечи нового поколения, которые получили название плазменно-форкамерных. В таких свечах роль бокового электрода выполняет корпус свечи. При такой конструкции образуется кольцевой искровой зазор, и искра перемещается по кругу. Считается, что такая конструкция улучшает самоочистку свечей, и увеличивает их срок службы. Правда, некоторые эксперименты поставили под сомнение большую эффективность «форкамерных» свечей.
Центральный электрод свечи соединяется с контактным выводом через специальный керамический резистор, который уменьшает радиопомехи от работы системы зажигания. Чаще всего наконечник центрального электрода делают из железоникелевых сплавов с добавлением хрома, меди, и других редкоземельных металлов. Края центрального электрода подвергаются наибольшей электронной эрозии, проще говоря – выгорают. На дешевых свечах по этой причине нужно периодически удалять следы эрозии наждаком. Сегодня, благодаря использованию сплавов с такими металлами, как вольфрам, платина, иридий и др., необходимость в такой зачистке электродов отпала, кроме того увеличился ресурс свечей.
Изолятор свечей зажигания чаще всего изготавливают из алюминиево-оксидной керамики, которая способна выдерживать температуру выше 1000 °C и напряжение до 60 000 В. Состав компонентов и их пропорция в изоляторе свечи бывает различной, и именно он, а также конструкция изолятора определяет тепловую маркировку свечи и ее калильное число.
По тепловым характеристикам, то есть по калильному числу свечи бывают: горячие (калильное число от 11 до 14); средние свечи (от 17 до 19); холодные свечи (более 20), а также унифицированные свечи с калильным числом от 11 до 20. На каждый двигатель нужно устанавливать свечи строго соответствующие ему по тепловым характеристикам.
Все свечи зажигания различаются также по типу резьбы, по длине резьбы и по размеру головки под ключ. Все эти параметры нужно учитывать при покупке свечей зажигания для своего автомобиля.