У автомобилей «Жигули» со временем из-под головки цилиндров появляется течь масла, которую не удается устранить подтягиванием гаек. В этом случае в канавку, которая сделана в крышке резиновой прокладки, подкладывают тонкую (1 мм) картонную прокладку шириной 3—4 мм и затягивают крепящие крышку гайки с усилием, достаточным лишь для некоторой деформации резиновой прокладки.
После замены масла (и масляного фильтра) в двигателе система смазки первого пуска остается сухой, пока не заполнится маслом сам фильтр. Это может вредно сказаться на работе некоторых узлов двигателя. Поэтому фильтр заполняют свежим моторным маслом до его установки.
При слишком раннем зажигании или его запаздывании двигатель работает неправильно, в результате чего снижается его мощность и увеличивается расход топлива (до 30 %). Поэтому зажигание должно быть установлено точно в соответствии с данными завода-изготовителя двигателя.
У автомобилей ВАЗ-2103 и -2106 нити ближнего света двухнитевых ламп А12.45 + 40, установленных во внутренних фарах, не задействованы, поэтому здесь можно использовать лампы с перегоревшей нитью ближнего света из крайних фар, где эта нить больше работает и обычно первой выходит из строя.
Чтобы лучше прогреть салон и предотвратить запотевание стекол в машине, направьте оба рефлектора в сторону правой задней двери, закройте окна, а левую форточку приоткройте на 1 см. В большой мороз можно закрыть створки подачи воздуха к ногам. (Эти рекомендации не касаются модели «2105»),
Вода под ковриком у заднего сиденья — сигнал того, что резиновый воздуховод вышел из отверстия. Чтобы добраться к нему, снимите тонкой отверткой табличку «Лада» (у нее 3 защелки), выкрутите 2 винта под ней, снимите облицовку стойки. Теперь можно приклеить резиновый шланг с помощью резинобитумной мастики.
Устранить течь антифриза в салон, не включая отопитель, можно с помощью лейкопластыря и пластмассового стаканчика на 30 мл (они есть в аптечке). Закройте кран отопителя, открутите винт в его торце и снимите с крана поворотный рычажок вместе с тросиком. Плотно и ровно обмотайте в несколько слоев корпус крана лейкопластырем. Откройте кран для прохода жидкости и быстро наденьте на него стаканчик, обрезав его край на 8 мм. Чтобы он надежно держался на корпусе, не пропуская антифриз, укрепите его тонкой проволокой.
Густо пропитанный тормозной жидкостью пенопластовый поплавок в бачке легко реставрируется. Сделайте в нем швейной иглой 2—3 десятка проколов и опустите в бензин. После просушки поплавок достаточно покрыть тонким слоем клея «Момент».
Двигатель заглушён, а вольтметр, тем не менее, показывает 11 —11,5 В. В этом случае дело не в разрядке батареи, а в загрязнении контактов в замке зажигания. Промойте контактную группу, и вольтметр перестанет «врать».
Случается, что после длительной стоянки автомобиля не включается сцепление, так как его диск прилипает к маховику. Прогрейте двигатель на нейтральной передаче, затем полностью выберите регулировочную длину штока включения сцепления. Включите передачу, одновременно нажав педали сцепления и тормоза. В это время напарник пусть пытается провернуть рукояткой коленвал двигателя. Через 3—4 попытки — щелчок и резкое уменьшение сопротивления вращению вала.
Если прохудилась диафрагма пускового устройства, двигатель плохо пускается, на холостых оборотах работает с перебоями, глохнет. Разумеет ся, диафрагму лучше заменить, но можно и восстановить старую. Воспользуйтесь, например, резиновым клеем и промажьте им с помощью кисточки диафрагму с обеих сторон. Достаточно четырех слоев, каждый из которых просушивается 25—30 минут.
Покрытый отложениями распылитель ускорительного насоса в карбюраторе «Жигулей» рекомендуется очищать ацетоном. Если это не удается, попробуйте использовать несколько капель фосфорной кислоты. Она не взаимодействует с металлом, а только с окислами и грязью.
Если в двигателе «Жигулей», отработавшем половину ресурса, при хорошем состоянии кулачков распредвала и рычагов даже после тщательной регулировки тепловых зазоров прослушивается характерный стук, можно с большой долей вероятности предположить, что на торцах клапанов появилась выработка.
Демонтируйте корпус подшипников и, обнаружив на стержнях клапанов углубления, выровняйте их торцы наждачным бруском. Место обработки следует изолировать, чтобы частицы металла и абразива не попали в двигатель.
Открывание вторичной камеры карбюратора — это увеличение расхода топлива. Экономные водители стараются ездить так, чтобы вторичная камера вступала в работу как можно реже. Открывание дроссельной заслонки в таких случаях контролируют при помощи включателя и сигнальной лампы, которыми самостоятельно оборудуют машину.
Поступают и проще. В карбюраторе, где заслонки обеих камер связаны механически, на ось вторичной устанавливают дополнительную пружину. Теперь, когда она начнет открываться, отчетливо чувствуется повышенное сопротивление на педали газа.
Чтобы легче и удобнее было поворачивать коленвал двигателя переднеприводных «Жигулей» при регулировке клапанов и проверке зажигания, просверлите отверстие диаметром около 25 мм в правом брызговике напротив болта, крепящего шкив. Отверстие можно закрывать резиновой заглушкой.
Карбюраторы типа «Солекс», устанавливаемые на ВАЗ-2108 и других переднеприводных автомобилях, часто засоряются при эксплуатации.
Если фильтр тонкой очистки топлива исправен, а жиклеры все же засоряются, проверьте, плотно ли прилегает крышка к верхнему торцу воздушного фильтра. Из-за чрезмерной жесткости уплотнительного материала фильтра здесь иногда возникает щель. Проложите дополнительную поролоновую прокладку.
# У автомобилей «Жигули» ВАЗ-2101, «2102», «21011», «21013» и других первая («плюсовая») банка аккумуляторной батареи находится в непосредственной близости от выпускного коллектора, температура которого достигает большой величины. Если весь аккумулятор нагрет до 30—45 °С, то первая банка намного выше. Поэтому в ней чаще, чем в других, выкипа ет электролит и она быстрее выходит из строя (а вместе с ней и аккумулятор).
Укрепив на стенке аккумулятора, обращенной к выпускному коллектору, лист асбеста толщиной 5—8 мм, вы полностью устраните перегрев этой банки.
Применение электронных октан-корректоров в «Жигулях» повлекло периодические рывки при движении с небольшой скоростью на III и IV передачах, и особенно при торможении двигателем. Вызывается это сбоями в работе электронных схем октан-корректоров из-за возникающих в цепи «генератор — регулятор напряжения — батарея» на переходных режимах переменных составляющих тока.
Полностью избавиться от неприятности поможет сглаживающий фильтр, в роли которого используйте электрический конденсатор емкостью 200—1000 мк на напряжение 25—50 В. Конденсатор удобно размещается в моторном отсеке, и его можно зафиксировать при помощи хомута из полоски жести под винтом, крепящим регулятор напряжения. Корпус конденсатора оказывается соединенным с «минусом», а «плюс» соедините проводом с клеммой «15» регулятора напряжения. После этого отмечается и снижение помех радиоприему.