Хотя природный газ в качестве автомобильного топлива используется уже более полувека и во многих западных странах газовые заправки буквально на каждом шагу, у нас такие машины скорее исключение, чем правило. А литр газа, между тем, в два с лишним раза дешевле бензина.
В России это соотношение цен поддерживается на протяжении последних десяти лет. И несмотря на то, что расход газа примерно на 10-15% больше, чем бензин (для сохранения динамических характеристик автомобиля), экономия на горючем получается значительная. Все затраты на покупку и установку газового оборудования окупаются за 10-20 тысяч километров. Причем, чем мотор больше «кушает» бензина, тем быстрее. С заправкой, как правило, проблем тоже не бывает. Только в Москве два десятка автомобильных газонаполнительных станций. Есть такие станции и на основных российских магистралях с интервалами 100-200 км. Так что в дальнейшей поездке газовое оборудование не будет балластом, ведь это фактически дополнительный топливный бак, увеличивающий запас хода на 350-500 км. Кроме того, переход с одного вида топлива на другое производится непосредственно из салона в движении.
Но главный плюс, конечно, экологичность газового топлива. В выхлопе полностью отсутствуют соединения свинца, уровень СО на порядок ниже, чем при использовании бензина. Ресурс двигателя, особенно его шатунной группы, увеличивается, поскольку никогда не бывает детонации (октановое число газа 100-120 единиц), мотор работает равномернее и мягче. Газ практически не образует нагара на седлах клапанов и на поршнях. Уменьшается расход масла и загрязнение его продуктами горения.
Вместе с тем, установка газового оборудования имеет и отрицательные стороны. Главный недостаток - значительное (до 20-30%, а на "Ниве" - до 50%) сокращение полезного объема багажника. А в хэтчбеках и универсалах газовый баллон вообще оказывается в салоне. Тем самым сводятся на нет конструктивные преимущества этих машин, позволяющие увеличивать объем багажного отделения за счет складывания задних сидений.
Еще один минус: газ потенциально более опасен, чем бензин. Разумеется, качественно изготовленное и установленное оборудование не доставляет владельцу хлопот. Тем не менее, его техническому состоянию следует уделять пристальное внимание. Это тот случай, когда легче предупредить проблему, чем устранить ее последствия. Справедливости ради следует отметить, что газ взрывоопасен лишь в 5-10-процентном соотношении с воздухом, а такую концентрацию создать на открытом воздухе практически невозможно. И уж тем более на движущемся автомобиле.
К менее существенным недостаткам применения газового топлива для заправки автомобиля можно отнести некоторое ухудшение разгонной динамики автомобиля (на 5%), что, впрочем, компенсируется некоторым увеличением расхода газа. Кроме того, время горения газа более продолжительное, чем у бензина, и температура в камере сгорания выше. На двигателях, "по жизни" склонных к перегреву, на 5-10% снижается ресурс клапанов. Это можно компенсировать, если установить зажигание на три-шесть градусов раньше. Разумеется, если годовой побег автомобиля всего 10-15 тысяч по маршруту "дом-дача, работа-дом", то затраты окупятся не скоро. Но если автомобиль, что называется "разгонный", и его ежедневный пробег составляет сотню-полторы километров, то оборудование окупит себя за полгода.