Кое-что о амортизаторах

 


амортизаторы

Амортизатор (франц. amortir - ослаблять, смягчать) - устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений. Задача амортизатора гасить колебания подвески автомобиля от неровной дороги, обеспечивая при этом безопасность движения и кофорт пассажирам. Амортизаторы делятся на гидравлические (они же двухтрубные) с газом высокого и низкого давления, на газонаполненные однотрубной или двухтрубной конструкции. Считается, что однотрубная конструкция более долговечна и износостойка.
Гидравлические амортизаторы имеют один основной недостаток - в жестких режимах работы масло в них может вспенится, и амортизатор уже не эффективно демпфирует как до этого.
Преимущества однотрубного газонаполненного амортизатора высокого давления перед обычным двухтрубным кроются в его конструктивных особенностях. Это и меньший вес и лучший отвод тепла, и больший диаметр поршня, позволяющий лучше скомпоновать клапанный блок. Но основным преимуществом является все же наличие компенсационной камеры, заполненной сжатым азотом под высоким (15-35 атм) давлением.

Газовый подпор исключает закипание амортизаторной жидкости при работе с большими амплитудами и скоростями перемещения поршня. Кроме того, сжатый газ является своеобразной дополнительной пружиной с прогрессивной характеристикой, которая позволяет избежать пробоя подвески при больших ходах. С другой стороны, газовые амортизаторы не лишены и некоторых недостатков. Они изначально более жесткие. К тому же нагрузка на сальник штока у них выше, чем у масляных.
Создать предпосылки к «преждевременной кончине» амортизатора можно уже при установке. Любая царапина на штоке приводит к коррозии, повышенному трению, задирам и, как следствие, ускоренному износу сальника.
Окончательная затяжка крепежа амортизатора должна происходить на автомобиле, стоящем на колесах. Амортизатор должен занять свое нормальное рабочее положение, иначе не избежать неравномерного (однобокого) износа штока и сальника. Перед тем как поставить новый амортизатор на крепление необходимо обязательно заменить «гнилые» опорные чашки и/или буфера отбоя и сжатия, иначе из-за больших ходов подвески амортизатору будет несладко. Амортизаторы работают в паре и менять их тоже нужно парой.
Несколько слов о хранении амортизаторов. У газовых конструкция такова, что они могут хоть "на голове" стоять. Чего не скажешь о гидравлических. Положение «вверх ногами» им противопоказано. Хранить их нужно вертикально, причем вверх "головой".
Каждая фирма, производящая амортизаторы, имеет свою точку зрения каким он должен быть.
Даже для одной модели амортизаторы разных фирм по характеристикам могут отличаться друг от друга.
Всегда полезно выяснить, для какого рынка, американского, европейского, азиатского и так дальше предназначен амортизатор. Одни производители амортизаторов позиционируют свою продукцию на рынке как «народную», другие - как «элитную". И, проверено опытом, последняя вызывает больше доверия. Основной признак принадлежности к той или другой категории - цена. Дабы не нарваться на подделку, надо понимать, что "смешных" цен на амортизатор серьезной фирмы не бывает. Считается, что характеристики амортизаторов, заданные производителем автомобиля, оптимальны. Но если вы хотите поменять гидравлические на газовые, надо знать и понимать следующие изминения.
Скорость перемещения штока у газонаполненных амортизаторов более быстрая, чем у гидравлических, что для управляемости неплохо. Но, поскольку давление в них выше, чем в «масляных». то может малость изменится геометрия подвески, что может сказаться на управляемости. Чтобы этого избежать, можно укоротить пружины или поставить более мягкие. Гидравлические амортизаторы в среднем дешевле газовых. Поэтому большинство обычных серийных автомобилей комплектуется именно такими.

газонаполненная модель с изменяемыми характеристиками

Однако стоит обратить внимание еще на одну деталь. У некоторых производителей есть газонаполненные модели с изменяемыми характеристиками. Они обладают возможностью регулировки дорожного просвета, а также усилий отбоя и сжатия, что позволяет настроить подвеску автомобиля для самых разных условий дороги. Особенно хочется упоминуть модель Citroen старых выпусков, у которой на стоянке задок ложился чуть ли не на землю.
При полуисправных амортизатора теряется не только комфорт и безопасность, но уменьшается срок службы шаровых опор, всех резино-металлических элементов подвески. Если амортизаторы изнашиваются, то изменяется управляемость, но в то же время уменшается и безопасность прохождения поворотов, луж, торможение на пересеченной месности и вообще имеет место скрытая опасность:
Специалисты пришли к выводу, что требуются активные усилия, направленые на изминение отношения водителей к необходимости контроля и замены изношеных амортизаторов. В связи с увеличением межсервисных интервалов о редко попадающемся на глаза амортизаторе вспоминают, лишь когда он полностью выйдет из строя. Результаты тестов авторитетной немецкой организации TUV Rheinland свидетельствуют, что износ амортизаторов на 50% приводит к таким последствиям:
остановочный путь автомобиля без груза и только с водителем при торможении со скорости 70 км/ч увеличивается на 2,6 м, при полной загрузке - на 12,1 м,
при экстренном паническом торможении с ABS (50 км/ч) – на 23% (с 28,8 м до 35,4 м), без ABS и того больше;
эффект аквапланирования появляется на скорости 109 км/ч, в то время как с новыми амортизаторами – при 125 км/ч. При 65-процентной потере демпфирующих свойств амортизатора износ шин возрастает на 10%, узлов подвески на 5 %.