Немало хлопот автолюбителям причиняют крылья машины, и прежде всего тем, что быстро ржавеют. Они больше других наружных частей машины подвергаются разрушительному воздействию воды, зимнего ”рассола” из снега и соли, грязи и песка, летящих из-под колес. И конечно, из всех запасных частей к кузову наибольший спрос приходится на крылья. Для машин старых моделей, снятых с производства (”москвичи” ”402”, ”407” и ”403”, ”Волга” ГАЗ-21), к которым уже не выпускаются кузовные запчасти, в настоящее время у нас развернуто производство передних и задних крыльев из стеклопластика. Эти детали начали поступать в торговую сеть.
Семь заводов всесоюзного объединения промышленности стекловолокна и стеклопластика (”Союзстеклопластнк”) уже в этом году выпустят более 35 тысяч пластмассовых крыльев, а к 1975 году их будет сделано около 76 тысяч.
Об этих крыльях рассказывают Г. А. ЛИТВИНЦЕВА и Б. Б. ДАМАСКИН, сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института стеклопластиков н стеклянного волокна.
Их изготовляют контактным формованием из стеклоткани СТС-141, слои которой склеиваются полиэфирной смолой ПН-1. По форме и всем присоединительным местам они полностью одинаковы с металлическими и ставятся на те же болты. Долговечность таких крыльев очень велика. Практически они не нуждаются в замене весь срок службы автомобиля, устойчивы к атмосферным воздействиям и к солнцу, хорошо окрашиваются в любые цвета обычными эмалями, которыми красят машины. Кроме того, немаловажно, что из операций окраски исключаются такие трудоемкие, как нанесение грунтовки, антикоррозионного защитного слоя, противошумной пасты. Прочность стекло-пластиковых крыльев и их упругость позволяют им без остаточных деформаций выдерживать легкие удары, которые оставили бы вмятины на металлических, они легче (примерно на 40 процентов) металлических. Вибрация, а следовательно, и шумность у них ощутимы меньше.
При серьезных авариях, если стеклоткань пробита или на ней появились трещины, крыло можно отремонтировать, не прибегая к сварке или помощи квалифицированных специалистов-жестянщиков. Ремонт по плечу среднему автолюбителю и сводится в основном к наклейке на поврежденный участок с внутренней стороны смолой ЭД-5 или ЭД-6 двух-трех слоев стеклоткани.
Теперь несколько слов о распространении пластмассовых крыльев. Реализация их осуществляется на договорных началах между заводами-изготовителями и торгующими организациями или объединениями техобслуживания. В этом году продукция ”Союз-стеклопластика” поступила в двадцать одно место — базы, объединения техобслуживания и магазины, продающие автомобили и запасные части. ”География” их охватывает почти всю страну. Это магазины в Москве, Казани, Омске и Ессентуках; базы в Грозном, Запорожье, Ворошиловграде, Курске, Фрунзе, Аркадске (Саратовская область), Коканде, Ивано-Франковске, Волгограде, на ст. Михнево (Московская область); объединения техобслуживания в Москве, Таллине, Риге, Киеве, Кишиневе, Фрунзе.
Цена крыльев из стеклоткани практически такая же, как и металлических.