Для измерения компрессии в цилиндрах необходимы следующие инструменты: компрессометр, ключ для выверчивания свечей либо форсунок, шприц, 20-30 мл машинного масла.
Измерение компрессии в цилиндрах двигателя сделать после того, как верно выставлены зазоры клапанов, т. к. это повлияет на результаты измерения.
Признаки того, что двигатель декомпрессирован:
- двигатель не тянет;
- «сжирается» слишком много топлива;
- автомобиль нещадно «ест» масло;
- из глушителя валит серый дым.
Это все признаки того, что сильно износились поршневые кольца. Причины износа — пригорание в канавках поршня и потеря упругости.
Функция поршневых колец — обеспечение герметичности между поршнями и цилиндром, недопущение попадания газов в картер двигателя, а масла — в камеру сгорания. Есть два способа для измерения компрессии, которыми вы можете воспользоваться: точное измерение — компрессометром и приблизительное — вручную.
Для последнего способа измерения требуется определенный навык, но в то же время нет ничего сложного и в нем.
Выверните все свечи, кроме свечи первого цилиндра, и проворачивайте коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в первом цилиндре не закончится такт сжатия (определить это можно по совпадению меток).
Затем поочередно ввертывайте свечи в другие цилиндры и также проворачивайте коленчатый вал. Понять, в каком цилиндре компрессия понижена, можно, сравнивая усилия, прилагаемые для прокручивания коленвала.
Измерение компрессии в этом случае проводится на горячем двигателе (80-85 °С).
- Заведите автомобиль и разогрейте его до необходимой температуры.
- Выверните все свечи зажигания.
- Попросите кого-либо помочь вам, т. к. обязательным условием измерения является полное открытие дроссельной заслонки, а помощник будет включать стартер, до конца выжав педаль газа (открытие дроссельной заслонки можно обеспечить и просто блокировав педаль газа).
Необходимое значение компрессии для своего автомобиля вы можете узнать из техпаспорта, но некоторые приведены ниже в таблице 3.
Таблица 3.
Автомобиль( тип двигателя) | Степень сжатия | Компрессия | |||
Нормальная | Минимальная | ||||
МПа | кг/см² | МПа | кг/см² | ||
Ваз - 2105, 2107 | 8.5 | 1.1 - 1.25 | 11 - 12.5 | 1 | 10 |
Ваз - 2108, 2109, 21099 | 9.9 | 1.1 - 1.3 | 11 - 13 | 1 | 10 |
Компрессометром следует пользоваться строго в соответствии с инструкцией.
— Наконечник компрессометра плотно вставьте в отверстие свечи зажигания, убедитесь, что соединение надежно.
— Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал, пока показания манометра не прекратят расти (на это у вас уйдет 2—3 секунды). Для коленчатого вала необходимо, чтобы он вращался со скоростью 100 оборотов в минуту. Это выполняется лишь при исправности аккумулятора.
— Выключите стартер, расшифруйте показания прибора (показания манометра или диаграмму — это зависит от типа прибора). Измерение проводится поочередно на всех цилиндрах.
— Не забывайте удалять воздух из компрессометра или перемещать кассету диаграммы в исходное положение после каждого замера.
Если у вас получились данные, отличающиеся от нормы, повторите измерения на данном цилиндре. Что делать, если вы не знаете нормативных данных (в таблице они приведены лишь для четырех моделей «Ваз»), приблизительный показатель нормативной компрессии для двигателя вашего автомобиля можно рассчитать по формуле:
Компрессия (кгс/см2) = степень сжатия х коэффициент X
Степень сжатия всегда записывается в технической характеристике двигателя. Коэффициент X зависит от вида двигателя:
X = 1,2 - 1,3 для четырехтактных двигателей с искровым зажиганием;
X - 1,7 - 2 для четырехтактных дизельных двигателей.
Компрессия в новых автомобилях или в находящихся в хорошем состоянии должна соответствовать данным завода - изготовителя или данным, следующим из указанной выше формулы.
Разница показателей компрессометра между цилиндрами не должна превышать 10% от максимального показателя.
Более просто это выглядит так: разница не должна превышать 1 кгс/см2 для бензинового двигателя. Таким образом, падение компрессии на 15% в данном цилиндре свидетельствует об износе поршня, цилиндра, поршневых колец или клапанов. Продолжительная эксплуатация двигателя с таким цилиндром ведет к его усиленному износу.
Бывают случаи, когда компрессию в двигателе можно восстановить. Это возможно в тех случаях потери компрессии, когда неправильно собран двигатель, когда предварительно не установлены в отдельности по меткам коленчатый и распределительный валы, при проворачивании стартером коленчатого вала двигателя, при сорванных зубьях или разрыве зубчатого ремня. В результате ударного столкновения тарелок клапанов с поршнями стержень клапана изгибается и клапан не садится плотно в свое седло. Отсюда и отсутствие компрессии в цилиндрах.
Чтобы исправить эту неполадку, необходима частичная разборка двигателя и притирка клапанов. Если у вас есть специальное оборудование и полным-полно времени, то выправить изогнутый клапан можно и самостоятельно. Но абсолютно проще заменить его на новый.
Для получения максимальной компрессии клапаны необходимо притереть. Это можно сделать с помощью подходящего по диаметру шланга длиной примерно 15 см, надеваемого на конец клапана и выполняющего роль ручки. Если под рукой нет специальной притирочной пасты, то ее можно заменить размельченным в порошок стеклом, которое измельчают в металлической ступке, а затем смешивают с машинным маслом.
Эту смесь наносят на кромку клапана и начинают процесс притирки. Следите за тем, чтобы паста не попала на стержень клапана, т. к. в этом случае будет повреждена направляющая втулка.
Работы выполняют на снятой и уложенной на горизонтальную поверхность головке двигателя. Резиновый шланг-ручку надевают на стержень клапана с противоположной стороны головки и, прижав клапан к седлу, начинают его вращать, каждый раз проворачивая примерно на 30°. При этом клапан необходимо периодически отрывать от седла и переставлять на новое место для того, чтобы не оставалось круговых крупных рисок на поверхности седла и клапана.
О том, что притирка завершена, вам скажет наличие на поверхности клапана ровной серой дорожки шириной 1,5-2 мм. После завершения работы необходимо тщательно промыть керосином места притирки и головку .
Компрессию возможно восстановить и менее трудоемким способом.
Любой двигатель, как ни крути, подвержен старению и износу. В среднем за 50-80 тыс. км пробега цилиндры изнашиваются на 0,5 мм. Износ еще на 0,5 мм происходит за пробег вдвое меньшего расстояния, и так далее, так далее, подобно снежному кому.
Подобным образом изнашиваются вкладыши коленвала, распределительного вала, стержней клапанов.
Это процессы естественные и неизбежные. Однако сейчас существуют технологии, позволяющие значительно увеличить ресурс двигателя и снизить эксплуатационные расходы.
Прекрасных результатов можно добиться, используя комплексный подход к проблеме уменьшения износа деталей.
Для повышения износостойкости двигателя и восстановления рабочих параметров уже изношенных двигателей можно использовать получившие признание во всем мире препараты АСТЕХ (Швейцария) и SLIDER (Англия]. Эти препараты являются самыми прогрессивными технологическими разработками на сегодняшний день.
Начните заботиться о двигателе своего автомобиля с первого дня эксплуатации, и машина прослужит вам долго и надежно.
Больших похвал заслуживает топливная добавка AVA-CAR. Данная добавка улучшает смазку и очистку верхней части цилиндра, клапанов и их седел, поршневых колец, активно препятствуют образованию нагара на клапанах и в камере сгорания.
Компоненты AVA-CAR позволяют удалять даже воду из топлива, улучшать процесс горения в цилиндрах, очищать топливную систему, увеличивать октановое число топлива и снижать точку его замерзания.
С этой добавкой вы повышаете мощность двигателя, уменьшаете его шум, и машина будет легче заводиться.
Если пробег вашей машины превышает 50 тыс. км, то настало время приступить к восстановлению эксплуатационных параметров двигателя. Для этой цели вы можете применить препарат серии LUBRIFILM-META — так называемый реметаллизант, который при добавлении его в масло прекрасно восстанавливает изношенные в процессе трения поверхности деталей двигателя. В течение очень короткого времени у вашего двигателя самовосстановятся первоначальные геометрические размеры деталей, нормализуются параметры работы двигателя, увеличится компрессия, уменьшится расход топлива.
Это не фантастика, это уже реальность. При своевременном использовании препарата LUBRIFILM-META удается увеличить пробег двигателя в три раза, в 70% случаев — полностью реанимировать даже очень изношенные двигатели с большими пробегами, которые затем работают еще по 100-150 тыс. км без капитального ремонта.
Итак, вы воспользовались AVA-CAR и LUBRIFILM-META. Ваша машина почувствовала себя вполне хорошо. Теперь необходимо поддерживать это состояние. Данную задачу решает антифрикционный препарат SLIDER 2000 PTFE, который, будучи добавлен в масло, резко снижает износ трущихся поверхностей.
Приведенная современная методика позволяет не только продлить срок службы двигателя, но и не делать неоправданных затрат на капремонт в случаях, когда его можно избежать. Кстати, значительно больший ресурс двигателей на Западе — не в последнюю очередь следствие применения вышеперечисленных и им подобных комплексных мер.
Как я уже вам говорил, потеря компрессии зависит от состояния двигателя и износа поршневых колец. Есть еще один способ проверить техническое состояние последних. Назовем этот вариант «масляная проверка». Для данного вида определения неисправностей нам и потребуются ранее упомянутые в инструментах шприц и машинное масло.
Впрысните в те цилиндры, где компрессия понижена, 10-30 мл машинного масла. Закройте свечное отверстие, осуществите несколько оборотов коленвала, чтобы масло распространилось по цилиндру, а затем снова измерьте компрессию.
Теперь необходимо сравнить показания компрессометра до и после введения масла.
- Если компрессия значительно повысилась или очень близка к норме, значит, негерметичны вследствие износа как правило поршневые кольца, поршни, цилиндры.
- Если компрессия повысится незначительно — негерметичны клапаны и кольца или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
- Если компрессия осталась неизменной, значит, негерметичны клапаны.
Если повреждение уплотнительной прокладки приходится на систему охлаждения двигателя, то дополнительными симптомами неисправности будет проникновение газов внутреннего сгорания в систему охлаждения двигателя во время работы, а охлаждающей жидкости — в картер двигателя (белесая или серая пена на щупе уровня масла).
Если прокладка повреждена между цилиндрами — понизится компрессия в соседних цилиндрах.
Нагар на дне поршня и головке цилиндра приводит к повышению компрессии по сравнению с нормативной.
Незначительное пригорание поршневых колец можно устранить самостоятельно без разборки двигателя и использования дорогих импортных средств (тех, что упоминались ранее). Воспользуйтесь прошлой рекомендацией: через свечное отверстие залейте в каждый цилиндр по 100 мл смеси, состоящей из половины ацетона или растворителя М5 647 г четвертой части масла типа АС-8 и четвертой части керосина.
- через один час добавьте еще по 50 мл смеси в каждый цилиндр;
- через 7-8 часов;
- залейте в цилиндры по 25-30 мл бензина с маслом;
- проедьте на автомобиле 20-25 км; - слейте масло из картера двигателя;
- промойте систему смазки разжиженным маслом.
Нагар с цилиндров можно удалить двумя способами — механически либо залив очистительную смесь. Для механической очистки от нагара необходимо снять головку блока цилиндров, размягчить нагар керосином, снять его металлической щеткой или деревянным скребком.
Второй способ — заливка смеси, удаляющей нагар. Об этом способе с использованием импортной смеси я уже вам говорил, но можно кое-что сделать и из подручной химии. Смесь состоит из 80% керосина и 20% машинного масла. Ее необходимо залить в цилиндры, провернув коленчатый вал 6-8 раз. Дайте после этого двигателю постоять сутки. После того, как смесь за отведенное ей время сделает свое дело, заведите автомобиль и пусть он полчаса поработает. Нагар выгорит, но вам придется заменить масло в системе смазки и масляный фильтр.
Хорошо бы еще знать о том, в каком состоянии находится герметичность цилиндров. Проблема в том, что самостоятельно, без специального оборудования, вы вряд ли сможете ее определить. Поэтому проверку герметичности цилиндров и проверку герметичности головки блока цилиндров я вам рекомендую не делать самостоятельно, а обратиться на СТО.