Карбюратор Jikov 32SOP является одной из модификаций карбюраторов, применяемых на различных типах автомобилей, выпускаемых Чехословацкой Социалистической Республикой и Польской Народной Республикой. Он устанавливается на четырехцилиндровом двигателе автомобиля Шкода 1201, который широко используется в народном хозяйстве Советского Союза для перевозки пассажиров и небольших грузов.Марка карбюраторов 32SOP обозначает, что диаметр смесительной камеры составляет 32 мм, поток горючей смеси падающий (S), в карбюраторе имеется экономайзер (О) и ускорительный насос (Р). Карбюратор однокамерный, с двойным распыливанием топлива, балансированный . Схема его представлена на рис. 101.Корректировка состава горючей смеси осуществляется методом регулирования разрежения за главным жиклером. Карбюратор состоит из двух основных частей: верхней и нижней, отлитых под давлением из цветного сплава. Верхняя часть включает в себя приемный воздушный патрубок и крышку поплавковой камеры.В крышке поплавковой камеры расположен приемный топливный штуцер и запорный игольчатый клапан 11 неразборного типа. Запирающая игла клапана выполнена из фосфористой бронзы и имеет угол конуса 54°.Нижняя часть карбюратора включает в себя основную часть главного воздушного канала и поплавковую камеру. В ней же размещены все дозирующие элементы. Поплавковая камера карбюратора имеет цилиндрическую форму с вертикальными ребрами. Ребра являются направляющими для цилиндрического поплавка 12, который свободно плавает в поплавковой камере.Рычаг поплавка вращается на оси, зажатой в плоскости разъема между верхней и нижней частями карбюратора. Второй конец рычага свободно опирается на верхнюю поверхность поплавка.На верхней части рычага имеется язычок, на который опирается игла запорного клапана. В главном воздушном канале находятся большой 14 и малый /5 съемные диффузоры. Большой диффузор расположен таким образом, что верхняя наружная часть его, являющаяся буртиком, плотно сидит в корпусе. Между нижней наружной частью диффузора и корпусом карбюратора имеется кольцевой зазор для выхода топлива из системы экономайзера.Для пуска и прогрева холодного двигателя в боковой части карбюратора имеется специальное пусковое устройство, представляющее собой как бы отдельный пусковой карбюратор с воздушным каналом, топливным жиклером 22 и воздушным 23. Включение пускового устройства осуществляется вручную из кабины водителя. Система управления пусковым устройством состоит из плоской заслонки 13 со специальным приводом, крышки и рычага. Крепление крышки к корпусу осуществляется посредством трех винтов.Плоская заслонка плотно прижата пружиной к корпусу карбюратора. Во время пуска двигателя поворотом пусковой заслонки каналы пускового устройства, выведенные в задроссельную полость, соединяются с каналами жиклера этого же устройства. При этом топливо под воздействием разрежения проходит через каналы, смешивается с воздухом, поступающим из воздушного жиклера, и в виде эмульсии поступает в задроссельную полость.В период пуска горючая смесь проходит только через пусковое устройство. По мере увеличения оборотов двигателя после пуска будет происходить прогрессивное обеднение горючей смеси, необходимое при прогреве двигателя. Это обеднение осуществляется за счет поступления дополнительного воздуха через вертикальный топливный канал, расположенный за топливным жиклером.Система холостого хода состоит из топливного 9 и воздушного 8 жиклеров, каналов и выходных отверстий. Выходных отверстий два, одно из них находится в задроссель-ной полости и сечение его регулируется коническим винтом /7, второе расположено на уровне верхней кромки дроссельной заслонки.При работе двигателя на холостом ходу топливо из поплавковой камеры поступает через главный жиклер 20 по каналу к жиклеру холостого хода 9 и далее в канал холостого хода. Сюда же через воздушный жиклер 8 идет воздух. Топливо смешивается с воздухом и в виде эмульсии поступает в зависимости от положения дроссельной заслонки через нижнее или через оба выходных отверстия в главный воздушный канал. Регулирование холостого хода двигателя осуществляется винтом, ограничивающим прикрытие дроссельной заслонки, и регулировочным винтом /7, с помощью которого ограничивается количество эмульсии, поступающей в главный воздушный канал.При переходе двигателя на работу под нагрузкой вступает в действие главная дозирующая система. В главную дозирующую систему входят: главный топливный жиклер 20, воздушный жиклер 7 и эмульсионная трубка 6.Главный жиклер устанавливается в специальной пробке 19, расположенной в нижней боковой части поплавковой камеры. Воздушный жиклер и эмульсионная трубка монтируются в нижней части карбюратора со стороны плоскости разъема. Эмульсионная трубка свободно вставляется в колодец и прижимается пружиной, которая, в свою очередь, удерживается сверху резьбовой пробкой.
Под действием разрежения топливо проходит через главный жиклер 20 в эмульсионный колодец. Сюда же иод действием того же разрежения из приемного воздушного патрубка через воздушный жиклер 7 поступает воздух. Этот воздух притормаживает рост разрежения в колодце с увеличением его в диффузоре и, смешиваясь с топливом, образует эмульсию.
Подбором сечений топливного и воздушного жиклеров добиваются нужного изменения состава смеси при изменении режима работы двигателя. Из колодца эмульсия поступает в узкую часть малого диффузора, здесь она подхватывается воздухом, идущим с большой скоростью, и распиливается им.По выходе из малого диффузора топливо распыливается вторично и в виде горючей смеси поступает во впускной трубопровод двигателя. Ускорительный насос карбюратора диафрагменного типа выполнен совместно с экономайзером и расположен в нижней части карбюратора.Привод насоса и экономайзера механический, осуществляется от рычага, расположенного на оси дроссельной заслонки, посредством тяги, коромысла и штока. Диафрагма 1 смонтирована на штоке между двумя шайбами. Внутренняя часть штока имеет на конце иглу, посредством которой при полном открытии дроссельной заслонки осуществляется включение в работу клапана экономайзера 2.Клапан помещен в специальной проставке , смонтированной между крышкой диафрагмы и корпусом карбюратора. Между простав-кой и корпусом карбюратора ставится картонная прокладка. Прокладку между проставкой и крышкой диафрагмы заменяет сама диафрагма.При закрытии дроссельной заслонки диафрагму возвращает в исходное положение пружина, установленная между диафрагмой и проставкой . В системе ускорительного насоса имеются два шариковых клапана: впускной 21 — в вертикальном колодце поплавковой камеры и выпускной 4 — в выходном вертикальном канале под форсункой. Форсунка ускорительного насоса 5 выполнена в виде изогнутой медной трубочки небольшого диаметра.В канале между форсункой и диафрагмой находится жиклер 18, дозирующий количество топлива, подаваемого системой. Перестановкой коромысла в отверстиях на тяге привода 16 можно регулировать ход диафрагмы, а изменением положения специальной иглы 10 в вертикальном заборном канале ускорительного насоса — сечение отверстия для перепуска части топлива П ри рабочем ходе диафрагмы обратно в поплавковую камеру.Клапан экономайзера, установленный в проставке , имеет выходную часть, выполненную в виде трубочки. Конечная часть трубочки выходит в кольцевой зазор между диффузором и корпусом карбюратора.Полость системы экономайзера сообщается с приемным патрубком карбюратора посредством воздушного жиклера 3.
При полном открытии дроссельной заслонки этот воздух распыливает топливо, выходящее из распылителя экономайзера.
Основные данные карбюратора Jikov 32 SOP следующие: Диаметр узкого сечения диффузора в мм 23Пропускная способность в см3/мин: главного топливного жиклера 300главного воздушного жиклера 780 топливного жиклера холостого хода 18воздушного жиклера холостого хода 290 жиклера экономайзера 50форсунки ускорительного насоса 32 перепускного отверстия ускорительного насоса 62топливного жиклера пускового устройства 225 Диаметры калиброванных отверстий в мм :дополнительного воздушного жиклера 2 воздушного жиклера пускового устройства 4,5Диаметр иглы запорного игольчатого клапана в мм 1,5