Американская компания Lozier (Лозье) по праву считается одним из старейших производителей средств передвижения. История этой ныне полузабытой компании непродолжительна, но за 20 лет своего существования ей довелось не раз пережить резкие и очень интересные перемены. Фирма Lozier образовалась в конце XIX века и первоначально специализировалась на производстве велосипедов, причём довольно успешно, став ведущим производителем велосипедов в Кливленде (Cleveland) и основав ряд филиалов в других городах. К 1889 году компания уже крепко стояла на ногах, и Генри-Абрам Лозье (Henry-Abram Lozier), старший из братьев-основателей, решил резко сменить сферу её деятельности. Сейчас трудно найти причины, толкнувшие его на этот поступок. Мы можем лишь предположить, что Генри был амбициозным человеком, который желал большего, нежели управление велосипедной фирмой, но нельзя отказать ему в дальновидности, так как он одним из первых среди американских промышленников того времени сумел увидеть огромный потенциал автомобилестроения. В итоге, в конце XIX века Генри и его сподвижник, Джордж Баррелл (George Burrell), управлявший филиалом в городе Толидо, продают свой бизнес за огромную по тем временам сумму в 4 млн. долларов и уезжают из провинциального Огайо. Штаб-квартира новообразованной Lozier Motor Company переместилась в один из центров развивающейся автомобильной промышленности, штат Нью-Йорк (New York). Новые заводы Lozier, призванные завоевать автомобильный рынок Америки, были построены в городе Плеттсбург (Plattsburg).
Начинать же пришлось с производства двигателей для моторных лодок, но Burrell и главный инженер Джон Перин (John Perrin) стремились как можно быстрее перейти к производству автомобилей и убедили в этом нового руководителя компании – Гарри Лозье (Harry Lozier), заменившего своего отошедшего от дел брата. Вскоре КБ фирмы преступило к конструированию автомобилей и сразу столкнулось с серьёзными трудностями. Дело в том, что к началу XX века бесперспективность для автомобилестроения распространённых в то время паровых машин стала уже очевидна, и остро стояла проблема создания нового, более компактного и надёжного двигателя, который улучшил бы эксплуатационные свойства и повысил скорость машин. Для изучения передового опыта в создании двигателей внутреннего сгорания в Европу был отправлен один из инженеров фирмы, Джеймс Уитбек (James Whitbeck), которому удалось собрать основные сведения о разработках ведущих автомобильных производителей того времени – Mersedes, Darracq, Charron, а также промышленных компаний Krupp и Bosh. Представленной Уитбеком информации вполне хватило для того, чтобы наладить собственное моторостроительное производство, и к 1905 году был создан первый автомобиль – Lozier Model B. Этот лимузин с 4-цилиндровым мотором мощностью 30-35 л.с. был представлен широкому кругу автолюбителей на ежегодном автосалоне в Нью-Йорке, проходившем в знаменитом Madison Square Garden.
Вскоре было начато серийное производство машины. Здесь необходимо заметить, что масштабы выпуска автомобилей, по сравнению с нашим временем, кажутся просто смешными: за первые два года был выпущен 81 экземпляр Model B, но для начала прошлого века продажа даже полусотни автомобилей приносила значительный доход. И фирма Lozier, наращивая усилия, продолжала создавать новые автомобили. Наиболее успешной моделью этого периода был Lozier Briacliff Touring, созданный в 1909 году. Он принёс фирме славу одного из лидеров в своей отрасли и значительные финансовые поступления, что позволило Lozier составить конкуренцию другим компаниям не только на рынке авто, но уже и на гоночных трассах. В 1910-1911 годах автомобили Lozier добиваются серьезных успехов на гонках, проводимых в США. Ведущим гонщиком компании в то время был известный спортсмен Ральф Малфорд (Ralph Mulford). В 1910 году Малфорд одерживает первую победу на знаменитой гонке Elgin Road Race. Однако одной этой виктории было недостаточно для того, чтобы стать чемпионом года в общем зачёте автомобилей класса AAA (American Automobile Association). Дело в том, что гонщик вышел на старт только в двух гонках из девятнадцати. Надо сказать, что редкое участие в соревнованиях в то время не было чем–то неординарным. Нерегулярное появление на старте, в том числе, объяснялось и тем, что хрупкие, капризные автомобили того времени было сложно эксплуатировать, и особенно небольшим командам. Вместе с тем, только стабильное участие в заездах могло принести желанные лавры чемпиона. Так, чемпион того года Рэй Хэррон (Ray Harroun) вышел на старт целых 13 раз. А вот в 1911 году Малдорфу хватило всего пяти гонок (в трех из них он занимал призовые места) для того, чтобы занять первое место! В начале сезона он занял второе место в гонке Indiannapolis 500, 9 октября выиграл Philadelphia Race, а 27 ноября стал чемпионом, одержав победу на Vanderbilt Cup. Залогом этой выдающейся для фирмы из Платтсубрга победы стало не только замечательное мастерство гонщика, но и безупречная работа техники: автомобилей Lozier Model I и Model 51. Они оказывались сильнее своих конкурентов, обладая не самыми мощными даже для того времени моторами (6-цилиндровый двигатель мощностью 50 и 51 л.с.). Зато, будучи хорошо сбалансированы, с хорошими тормозами и надежной подвеской, эти автомобили были чрезвычайно надёжны и устойчивы на дороге. Одним из занятных эпизодов, говорящих о стремлении конструкторов к повышению надёжности автомобилей Lozier, являются усилия по улучшению работы его тормозной системы. Поскольку механические тормозные системы на автомобилях начала XX века часто ломались из-за перегрева, инженеры Lozier пытались предотвратить появление неисправностей, сооружая на некоторых авто своеобразную установку, подающую под давлением воду для охлаждения тормозов из резервуара, установленного внутри кузова. Чаще всего она располагалась под водительским местом.
Таким образом, фирма Lozier старалась поддержать реноме компании, производящей самые надежные машины. А высокая надёжность, ох, как была нужна компании, штучно изготавливающей автомобили на заказ, чтобы не растерять своих основных покупателей из среды банкиров и финансистов. Только они и могли себе позволить заплатить за завоёвывающее всё больший успех средство передвижения от 4 до 7 тысяч долларов. Кроме того, из-за дороговизны производства на начальном этапе существования фирмы за год производилось всего 50 - 100 автомобилей. Ситуация изменилась с повсеместным распространением конвейера, изобретённым Генри Фордом в начале XX века. Частичная автоматизация производства позволила Lozier увеличить число изготавливаемых автомобилей почти вдвое, до 250 в год. Увеличились и доходы компании, и к 1910 году она вновь твёрдо стояла на ногах, занимая одно из ведущих мест на западном побережье, а руководство фирмы стремилось расширить рынок. Это желание было естественным, учитывая постоянное стремление американских автомобильных магнатов завоевать крепкие позиции на автомобильном рынке Детройта (Detroit), знаменитом городе моторов и самом лакомом куске автомобильного пирога США. Промышленные разведчики и маркетологи Лозье уже давно изучали возможность переезда в Детройт и, в конце концов, убедили главу компании в его целесообразности. Поэтому уже в середине 1910 года компания вновь начинает производство автомобилей на новом месте, с новыми амбициозными задачами.
В Детройте Лозье предстояло выдержать жесткую конкуренцию со стороны Packard, Buick и Cadillac, но никто не сомневался в победе, а помочь в осуществлении этих наполеоновских замыслов должен был выпуск новых моделей: Losier Type 77 и Type 84. Первые два года в городе моторов были вполне удачными для компании, производство увеличилось до 600 автомобилей в год, причём отбоя от покупателей не было, и заказов поступало куда больше прежнего. Но вскоре разразился кризис. Он связан с тем, что такие ведущие компании, как Ford, Packard и Cadillac, сделали ставку и начали стремительно осваивать только формирующийся рынок автомобилей для среднего класса. Значительно выросло число продаж, за счет чего появилась возможность кардинально снизить стоимость автомобилей. Так цены на продукцию Packard были в районе $3000, некоторые машины Cadillac стоили $1600, Lozier же продолжали продаваться за прежнюю цену. В результате только обосновавшаяся на новом месте и затратившая на это огромные средства фирма не сумела занять нишу на новом рынке, что незамедлительно сказалось на производстве. Так, за 1913 год было произведено всего 236 автомобилей. Уменьшился и спрос на них, что вело к новым убыткам и ухудшению финансового положения Losier. На фоне этих неудач происходят перемены в руководящем составе компании. Несмотря на то, что Гарри Лозье до 1911 года обладал фактически полной властью в фирме, он значительно ухудшил свои отношения с акционерами и подчинёнными, попутно, в результате дополнительной эмиссии, потеряв нити управления компанией. Поэтому уже в 1912 году его сместили с поста руководителя фирмы Losier. Новым главой стал Гарри Хьюэтт (Harry Hewett), занимавший пост директора Paige-Detroit Motor Car Company, находившейся в то время на пути к расцвету. Смена власти привела к уходу и других заслуженных людей из состава прежней команды Losier, в частности, Фреда Чандлера (Fred Chandler), менеджера по продажам, работавшего ещё с тех времён, когда Lozier торговали велосипедами. Уйдя из компании, Чандлер открыл новое предприятие по производству автомобилей средней ценовой категории. Постепенно к нему перешли фактически все те, кто начинал работать на Lozier, в том числе и Джордж Баррелл. В то же время в самой компании Losier опять произошли перемены. Директорское кресло занял Джозеф Гилберт (Joseph Gilbert), бывший глава United States Tire Company (Государственная компания по производству шин). Гилберт и оставшийся в компании не по своей воле Перин (у него продолжал действовать контракт), создали в 1914 году Losier Type 84. Стоимость первого бюджетного автомобиля компании составила $2100. Но проект, призванный вывести фирму из кризиса, закончился неудачей, так как в это же время на автомобильный рынок буквально ворвался Cadillac V8 ценой $2000.
Причем, достоинством автомобиля была не только его цена, но и выдающиеся технические характеристики. Достаточно напомнить, что этот «Кадиллак» был первым легковым автомобилем, имевшим 8-цилиндровый V-образный двигатель. Для сравнения, на его конкуренте фирмы «Лозье» был установлен лишь 4-цилиндровый, рядный двигатель. Кроме того, Cadillac V8 имел такие серьезные технические новинки, как батарейное зажигание и электрический стартер. Автомобиль был очень технологичным: за первый год производства было выпущено свыше 13 тысяч экземпляров, отличался элегантностью, и комфортом - качествами, которыми другие машины среднего класса, в том числе, Lozier Type 84, похвастаться не могли. Естественно, V8 выиграл в конкурентной борьбе, сумев привлечь наибольшее число покупателей. Для Лозье, не производивших и 500 автомобилей в год, такой исход означал начало тяжёлого кризиса. Машины Lozier просто потерялись на автомобильном рынке среди бесчисленного числа технологичных, мощных, комфортных и дешёвых «Кадиллаков».
Неудачи компании стали для Перрина поводом взять бразды правления в свои руки. Он продаёт практически прекративший работу завод в Платтсбурге, и в марте 1915 года резко снижает цены на автомобили, надеясь извлечь прибыль, которая позволила бы преодолеть полосу неудач. Но бесплодность предпринятых мер становится очевидной уже в середине 1917 года: продажи не увеличились, а производство сократилось до 114 автомобилей в год. К концу года стало ясно, что дни фирмы сочтены. Тем не менее, заводы Lozier работали до марта 1918 года и успели произвести ещё 67 автомобилей, после чего закрылись окончательно.
Несмотря на свою короткую историю, фирма Lozier выпустила ряд достойных машин. Одной из них является Lozier Type 77. Эта модель имела несколько модификаций: спортивная версия Runabout была рассчитана на двух человек, Coupe - на трёх, а модель Fore Door Limo была шестиместной. Представленный в «Автомобильном клубе кабриолетов и родстеров» Lozier Montclair Touring, рассчитан на пятерых человек, и считается наиболее удачной моделью. Автомобиль был создан в 1910 году и производился до 1917 года, то есть фактически до самого закрытия компании. Эта модель имела стальной кузов с откидным верхом, карданную передачу в приводе ведущих колёс, трехступенчатую коробку передач, барабанные тормоза передних и ленточные задних колёс. Шестицилиндровый, рядный двигатель, рабочим объёмом 6 378 см и мощностью в 50 л.с., позволял ему достигать максимальной скорости в 100 км/ч. Lozier Type 77 Montclair Five Person Touring стал последней успешной моделью американской фирмы. Всего было выпущено 236 автомобилей. На данный момент известно лишь о нескольких раритетах, доживших до современности. Автомобиль, представленный в клубе, поменял много владельцев вплоть до начала 70-х годов XX века, когда его приобрёл для своей коллекции Джеймс Брэгг (James Bragg). В 1988 году он продал машину коллекционеру из известной семьи Браунинг (Browning). Внешний вид автомобиля за те 12 лет, которые он принадлежал Браунингам, несколько изменился, причём не в лучшую сторону. Во-первых, автомобиль был перекрашен в чёрный цвет, во-вторых, значительно износился его тент, и, главное, появились проблемы с двигателем. В 2000 году, во время распродажи коллекции Браунингов с аукциона Christie, Lozier Type 77 был продан Харрисону Ласки (Harrison Laskey), известному любителю и реставратору олдтаймеров. Ласки перекрасил корпус в первоначальный светло-голубой, а колёса в оранжевый цвет, провёл кропотливую работу по восстановлению работоспособности двигателя, сумел отреставрировать тент, благодаря чему машина вернула свой первоначальный облик и снова оказалась на ходу. В 2004 году Lozier Type 77 был приобретён «Автомобильным клубом кабриолетов и родстеров», а в марте 2005 года был представлен публике на V Олдтаймер - Галерее Ильи Сорокина, где стал самым старинным экспонатом. В данный момент этот раритет занимает почётное место в коллекции клуба.
Технические характеристики Lozier Type 77 Montclair Five Person Touring
- Годы выпуска – 1910-1917
- Всего изготовлено – 236
- Тип кузова – фаэтон
- Цена (на начало XX века) – $7 000 (на 2007 год) – ок. $100 000
- Мощность двигателя – 50 л.с.
- Число цилиндров - 6
- Рабочий объём – 6 378 см3
- Максимальная скорость – 100 км/ч
- Тормоза – передние колёса – барабанные, задние - ленточные
- Коробка передач - механическая, трёхступенчатая