Горьковский автозавод. История предприятия
Полное название: «Горьковский Автомобильный Завод»
Другие названия: Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), ЗИМ (с 1935 по 1957), ОАО «ГАЗ», «АвтоГАЗ», ПО «ГАЗ»
Страна: СССР, Россия
Адрес: г. Нижний Новгород
Существование: 1929 г- наши дни
4 марта 1929 г. подписан приказ о строительстве "Горьковского автомобильного завода". 31 мая того же года ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода - около города Нижнего Новгорода.
2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Завод был построен за 18 месяцев.
1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль - грузовик ГАЗ-АА. С декабря 1932 г. началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. В 1933 г. к ним присоединился автобус ГАЗ-03-30.
В конце 1934 г. на конвейер поставили трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза.
17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль (им стал ГАЗ-А).
К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей.
Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.
Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года разрушили большую часть корпусов завода. Бомбардировщики Люфтваффе интенсивно атаковали Горьковский автозавод, выпускавший тогда грузовики и бронемашины. В ходе 25 воздушных атак было разрушено около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 тысяч метров конвейерных линий, 6 тысяч единиц технологического оборудования.
За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил: автомобилей – 176221, танков - около 12000, самоходных установок - более 9000, минометов - 24000, автомобильных моторов – 232000, снарядов для ракетной установки "Катюша" - 30000. Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
Война еще не закончилась, когда на автозаводе начинали создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей, в первые послевоенные годы изменившие практически весь модельный ряд завода. Такая скорость обновления стоила поистине гигантских усилий по переоборудованию производства. Стоит сказать, что всего за год было смонтировано заново и перемонтировано 4036 единиц оборудования.
В 1948 году коллектив конструкторов во главе с А.А. Липгартом и Н.А. Юшмановым по правительственному
В 1950 году Горьковский автобусный завод был преобразован в Горьковский завод специализированных
Внедорожник ГАЗ-69 в 1953 году сменил своего предшественника ГАЗ-67.
"Волга" ГАЗ-21 встала на конвейер в конце 1956 года.
В 1959 году настало время и для нового флагмана предприятия. Им стала семиместная "Чайка" (ГАЗ-13).
В результате реконструкции были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведен монтаж нового
Автомобиль "Волга" (ГАЗ-24) запущен в массовое производство в 1970 году.
24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано
За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971
Конец 1970-х годов был отмечен выпуском третьего поколения легковых автомобилей большого класса "Чайка"
В марте 1981 г. с конвейера завода сошел 10 миллионный автомобильНачатые еще в 60-70-е годы реконструкция
Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представительского
Для частных владельцев с 1985 года ГАЗ выпускал модернизированный вариант "двадцать четвертой",
В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения.
После распада СССР, в ноябре 1992 года, Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное
В 1992 году появился седан ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 преимущественно
Зато, появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «Газель» полной массой 3,5 т, стал первой
В декабре 1995 г. — собран 15 миллионный автомобиль марки «ГАЗ». Микроавтобус ГАЗ-32213 семейства
В 1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В том
В 1999 году внедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66 был заменён более совершенным капотным
Со второй половины 90-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и
С конца 90-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию перспективного среднетоннажного низкорамного
В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент». В 2001 году
В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных
В августе 2005 года была произведена 1-миллионная «ГАЗель».C весны 2006 года часть «Волг» оснастили
В 2006 году «Группа ГАЗ» купила у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие Стерлинг-Хиллз,