ЗАЗ. История предприятия

Полное название: АвтоЗАЗ
Другие названия: "Коммунар"
Страна: СССР,Украина,
Адрес: г. Запорожье
Существование: - наши дни

   История Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания в 1863 г. голландцем по происхождению колонистом Абрагамом Коопом предприятия, специализировавшегося на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования. 
   1908 г. Основан Мелитопольский моторный завод.
   1921 г. Завод, восстановленный после революции и гражданской войны, возобновил работу под названием "Коммунар", через три года выпускал сельхозмашины 24 наименований.
   1923 г. Запорожский завод под названием "Коммунар" начинает выпускать зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику.
   1929 г. Изготовлен первый отечественный зерноуборочный комбайн. За 1930-41, 1947-52 г.г. всего было выпущено 129 724 комбайна. До 1959 года завод занимался выпуском сельскохозяйственной техники.
   1959 г. Начало легкового автомобилестроения в Украине. 18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", через год начался его серийный выпуск.
   В Советском Союзе опытные работы над микролитражками развернулись в середине 50-х. Был создан ряд экспериментальных об­разцов, но до серийного производства дело пока не доходило.
   Почему выбор пал именно на это пред­приятие, занимавшееся выпуском различных комбайнов, в том числе кукурузоуборочных, се­годня, наверное, точно не скажет никто. Может, на решение тогдашнего председателя Совмина Н. С. Хрущева повлияла его всенародно извест­ная любовь к кукурузе? А может, правы те заво­дские ветераны, которые утверждают, что его долго и нудно уговаривал тогдашний директор завода Т. Е. Габелко?
   Как бы там ни было, решение появилось, и лед тронулся. Территория завода преврати­лась в большую стройку. Меньше чем за год возвели новый инструментальный цех площа­дью 6000 м2. Построили первую очередь кузов­ного корпуса и здание конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус рекон­струировали и расширили: здесь оборудовали цех окраски и отделки, а также сборки и сдачи автомобилей. К нему пристроили еще одно по­мещение для нового цеха металлопокрытий...
   1976 г. С конвейера сошел миллионный автомобиль, им был ЗАЗ-968А.
   1979 г. Началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-968М, через три года с конвейера сходило ежедневно более 600 автомобилей.
   1982 г. Выпущен двухмиллионный автомобиль.
   1988 г. Начался серийный выпуск переднеприводного автомобиля "Таврия".
   1989 г. С конвейера завода сошел трехмиллионный автомобиль.
   1993 г. Предприятие отметило 130 лет со дня основания.
   1994 г. 30 июня коллектив завода в торжественной обстановке простился с выпуском автомобиля ЗАЗ-968М, перейдя полностью на выпуск автомобилей "Таврия".Тем временем, параллельно шли работы и над конструкцией нового автомобиля.
   1998 г. 15 апреля состоялась регистрация совместного украинско-корейского предприятия ЗАО "АвтоЗАЗ-Дэу". Возобновлен выпуск модернизированного автомобиля "Таврия-Нова". Сборка автомобилей "Ланос", "Нубира", "Леганза".
   1999 г. Начался серийный выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута"
   Ноябрь 2001 года - начато производство автомобиля "Сенс", оснащенного двигателем с системой распределенного впрыска топлива (СРВТ), объемом 1,3 л. производства МеМЗ.
   Июнь 2002 года - начало крупноузловой сборки автомобилей "Мерседес" Е и МL классов.
   2003 г. 4 января завод меняет форму собственности и становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией "Запорожский автомобилестроительный завод". Январь 2003 года - начало крупноузловой сборки автомобилей "Опель": "Астра G ", "Вектра", Корса". Декабрь 2003 года - начало полномасштабного производства автомобилей ВАЗ.
   Январь 2004 года - начало полномасштабного производства автомобилей "Пикап" и "Сенс" с газобалонным оборудованием. Декабрь 2004 года - начало полномасштабного производства автомобилей "Ланос (Т-150)".
   1 января 2007 года снят с производства ЗАЗ-1102 Таврия