Рулевое управление автомобиля ЗИМ (фиг. 155) во многих узлах и деталях аналогично рулевому управлению автомобиля М-20 "Победа".
Рулевой вал в верхней части установлен в шариковом подшипнике 19, внешняя обойма которого запрессована в трубу, а внутренняя обойма прижата пружиной 18, надетой па вал 20 и с другой стороны упирающейся в ступицу рулевого колеса. На верхний конец рулевого вала насажено рулевое колесо, имеющее кольцо 17 включателя сигнала. Рулевой привод к передним колесам автомобиля выполнен по . измененной конструктивной схеме, хотя принцип работы привода одинаков с принципом работы рулевого привода автомобиля М-20 "Победа".
Фиг. 155. Рулевое управление автомобиля ЗИМ.
Поворотные рычаги и шарниры с боковыми тягами 23 и 28. Боковые тяги изготовлены из труб. Внутренние концы тяг имеют головки 25 для шаровых пальцев, а внешние концы - внутреннюю нарезку для наконечников 22 с головками для шаровых пальцев. С помощью резьбовых наконечников 22 регулируют схождение перед-; них колес. После регулировки длины боковых тяг наконечники закрепляют в тягах двумя стяжными хомутами. Правая рулевая тяга 28 соединяет поворотный рулевой рычаг 29 правой цапфы с маятниковым рычагом 27, а левая тяга соединяет поворотный рычаг левой цапфы с рулевой сошкой 24.
Рулевая сошка 24 и маятниковый рычаг 27 выполнены в виде трехплечевых рычагов. На концах коротких плеч сошки и маятникового рычага укреплены пальцы с шаровыми головками, соединяющиеся с головками на концах средней рулевой тяги 26.
Средняя тяга, маятниковый рычаг и рулевая сошка могут перемещаться только в горизонтальной плоскости, а внешние концы боковых тяг могут перемещаться по вертикали.
Шаровые шарниры рулевых тяг почти одинаковы по конструкции. Палец 7 имеет срезанную шаровую головку 8 с небольшой выпуклостью 15 в центре среза. Сферическая шаровая поверхность головки пальца прижимается к такой же по профилю внутренней поверхности сухаря 3, установленного в головке 13 шарнира. Палец прижимается к сухарю сильной пружиной 1, действующей на палец через опорную пластину 2 и выступ 15 в центре среза шаровой головки пальца. С другой стороны пружина упирается в заглушку 16, закрепленную в головке стопорным пружинящим кольцом 14.
Шаровые шарниры внутренних концов боковых тяг отличаются от остальных шарниров тем, что дополнены пружинными шайбами 9, установленными между опорной пластиной и срезом шаровой головки пальца. Кроме того, опорная пластина 2 имеет два вертикальных выступа 12, входящих в шайбы 9 и один горизонтальный выступ 11, входящий в отверстие пресс-масленки 10. Эти приспособления сделаны для принудительного направления движения боковых рулевых тяг в требуемых пределах.
Все шаровые шарниры смазывают солидолом после пробега автомобилем каждых 1000 км. Отверстия головок шарниров, через которые проходят пальцы, закрыты грязезащитными колпачками 4 и резиновыми уплотнительными кольцами 5, прижатыми к головке шарнира пружинным колпачком 6.
Маятниковый рычаг закреплен на резьбовом пальце, поворачивающемся в двух резьбовых втулках кронштейна, установленного на правой продольной балке рамы. Маятниковый рычаг имеет разрезную головку со стяжным болтом, с помощью которой он закреплен на средней части пальца. Резьбовые втулки и палец маятникового рычага смазывают жировым солидолом через пресс-масленку.
При повороте рулевая сошка. Сошка связана со средней рулевой тягой и потому перемещает ее вправо или влево (в зависимости от направления вращения рулевого колеса). Одновременно перемещаются и связанные со средней тягой боковые тяги и поворотные рычаги цапф. Поворот цапф относительно шкворней кулаков стоек подвески приводит к отлонению в требуемом направлении передних колес автомобиля.
Уход за рулевым управлением (по объему операций, периодичности подтяжки креплений и смазки, а также по сортам рекомендуемых масел и смазок) не отличается от ухода за рулевым управлением автомобиля М-20 "Победа".