Система смазки двигателя автомобиля ЗИМ (фиг. 65) отличается от системы смазки двигателя автомобиля М-20 <Победа> только большей емкостью (7,5 л) и применением специального радиатора для охлаждения масла.
При нагреве до температуры 100-105° маслоо теряет свои смазывающие свойства. Такой нагрев масла в системе смазки двигателя возможен при эксплуатации автомобиля в жаркую погоду (при температуре воздуха выше +20° С), а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях, независимо от времени года.
Фиг. 65. Система смазки двигателя автомобиля ЗИМ.
Масляный радиатор расположен между жалюзи и сердцевиной водяного радиатора и состоит из правого 3 (фиг. 65) и левого 1 баков, соединенных между собой несколькими рядами горизонтальных трубок 2. Бак 3 радиатора разделен на две горизонтальные секции с вводом и выводом масла на стенке бака 3. Таким образом, масло совершает петлеобразное движение в трубках радиатора, дважды подвергаясь обдуву воздухом, проходящим через сердцевину водяного радиатора. При таком движении масла повышается эффективность его охлаждения в масляном радиаторе.
Масло в радиатор поступает из канала 8, соединяющего насос 10 с фильтром грубой очистки масла. В канал 8 ввернута трубка 9, соединенная гибким дюритовым шлангом 4 с радиатором. В трубке 9 помещен предохранительный шариковый клапан 6, пропускающий масло от насоса в радиатор только при давлении в системе более 1,0 кг/см2. Наличие предохранительного клапана исключает возможность циркуляции масла через радиатор при работе двигателя на холостом ходу, когда тепловое состояние двигателя не требует охлаждения масла. Кроме того, клапан позволяет поддерживать давление масла на холостом ходу двигателя в необходимых пределах.
Охлажденное в радиаторе масло отводится из него в картер, двигателя по гибкому шлангу 5.
Следует отметить, что так как масляный радиатор расположен сзади жалюзи водяного радиатора, то можно температуру масла регулировать одновременно с регулированием температуры охлаждающей двигатель жидкости. Например, при прогреве холодного двигателя масло в системе смазки также быстро прогревается, вследствие чего интенсивность износа деталей двигателя уменьшается. На питающем трубопроводе установлен запорный кран 7, с помощью которого масляный радиатор можно отключить от системы смазки. Радиатор необходимо включать при температуре окружающего воздуха выше 20°, а также при движении автомобиля в тяжелых условиях с малой скоростью (когда двигатель сильно греется), независимо от температуры воздуха. При движении автомобиля по городу масляный радиатор включать не следует.
Система вентиляции картера двигателя отличается высокой эффективностью. Картерные газы, отсасываются через трубу 3, (фиг. 66) входное отверстие которой закрыто специальными козырьками 1 для предупреждения уноса масла из картера. Труба 3 соединяется через воздушную коробку 5 карбюратора с впускной трубой ? двигателя. Для предупреждения загрязнения карбюратора нагаром, содержащимся в картерных газах, в месте присоединения трубы 3 к коробке 5 установлен сетчатый фильтр 9. Под действием разрежения во впускной трубе 2 картерные газы поступают в трубу 3 ив коробку 5, где смешиваются с воздухом, выходящим из воздухоочистителя 4, и, пройдя карбюратор, направляются в цилиндры двигателя.
Фиг. 66. Вентиляция картера двигателя автомобиля ЗИМ.
Одновременно в картер всасывается чистый атмосферный воздух. Воздух поступает через маслоналивной патрубок 7, предварительно очищаясь от механических примесей в фильтре 8.
Для обеспечения нормальной работы системы вентиляции картера необходимо регулярно следить за чистотой фильтров 8 и 9 и плотностью соединений всех трубопроводов. Следует также плотно закрывать пробку маслоналивного патрубка, чтобы избежать проникновения в картер пыли из окружающего воздуха. При каждой смене масла в картере двигателя необходимо тщательно промывать в керосине фильтрующий элемент фильтра 8 и одновременно сменять масло, заполняющее корпус фильтра. В холодное время года количество масла в фильтре 8 надо уменьшить вдвое и своевременно сливать из корпуса фильтра скопившуюся в нем воду.
Уход и наблюдение за системой смазки двигателя при эксплуатации автомобиля должны быть регулярными. Перед каждым выездом из гаража (перед пуском двигателя) следует проверять уровень масла в картере. При эксплуатации автомобиля в холодное время года после пуска двигателя следует дать ему поработать некоторое время с малым числом оборотов до тех пор, пока вода в системе охлаждения нагреется до 70-75°. Когда двигатель достаточно прогреется и вязкость масла станет достаточной для проникновения в зазоры между трущимися деталями, можно начинать движение автомобиля. В холодное время года и при хранении автомобиля в не отапливаемом помещении следует по окончании работы сливать масло из картера полностью, пока двигатель еще горячий. На другой день перед пуском двигателя заливать в картер масло, предварительно подогретое до 90-100° (не выше).
При эксплуатации автомобиля нужно регулярно добавлять масло в картер до необходимого уровня и производить замену масла. При смене масла следует взамен старого фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки установить новый и очищать корпусы фильтров. Специальные правила по уходу за системой смазки изложены в заводских инструкциях.
Для заправки картера надо применять только рекомендуемые заводами сорта масел и их заменители. Перед заправкой картера нужно проверить пригодность заливаемого масла, т. е. его вязкость и чистоту, а также отсутствие в нем воды.
Если в масле имеются грязь, пыль и другие посторонние примеси, то такое масло нельзя применять для двигателя. Грязь, песок, земля и другие различные твердые примёси в масле можно легко обнаружить при растирании масла между пальцами или путем отстаивания масла, смешанного пополам с бензином (в течение суток). Воду легко можно обнаружить при подогревании масла до 100-110°, так как при этом на поверхности масла появляются пена и пузырьки, которые с треском лопаются.
При заправке масла надо пользоваться только совершенно чистой посудой; масло желательно немного подогреть, чтобы оно легко проходило через сетчатую воронку.