Двигатель ЗИМ — карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый — представляет собой модернизацию двигателя ГАЗ-51.
Увеличение мощности двигателя ЗИМ, по сравнению с двигателем ГАЗ-51, на 20 л. с. достигнуто благодаря следующим мероприятиям:
- снят ограничитель оборотов
- увеличена степень сжатия с 6,2 до 6,7
- применен новый сдвоенный(с двумя смесительными камерами) карбюратор, в котором каждая смесительная камера работает на три цилиндра, благодаря чему улучшается наполнение цилиндров горючей смесью
- увеличены сечения впускных каналов блока цилиндров
- применен новый впускной трубопровод, обеспечивающий лучшее распределение горючей смеси по цилиндрам
- изменена конструкция выпускного трубопровода в целях обеспечения лучшей очистки цилиндров от отработавших газов
Двигатель ЗИМ является одним из лучших автомобильных двигателей того времени. В конструкции его учтены последние технические достижения в области двигателестроения того времени.
К числу конструктивных особенностей двигателя относятся:
- установка в верхней части цилиндров гильз из кислотоупорного чугуна, значительно уменьшающих износ цилиндров
- хромирование верхних компрессионных поршневых колец, значительно повышающее долговечность как колец, так и цилиндров
- установка в системе охлаждения термостата, предотвращающего переохлаждение двигателя и обеспечивающего быстрый прогрев его при пуске
- наличие в системе смазки двух фильтров, обеспечивающих высокую степень очистки масла, благодаря чему улучшается смазка трущихся деталей и повышается срок их службы
- установка масляного радиатора, улучшающего охлаждение масла при движении по тяжелым дорогам, а также в летнее время при высоких температурах
- применение вентиляции картера двигателя, способствующей увеличению срока службы масла и уменьшению износа трущихся деталей двигателя
- применение плавающего маслоприемника масляного насоса, обеспечивающего поступление из картера в насос наиболее чистого масла
- установка сдвоенного карбюратора, обеспечивающего хорошее наполнение цилиндров горючей смесью на разных режимах работы двигателя
- наличие во впускном трубопроводе конусных насадков, обеспечивающих хорошую приемистость и устойчивую работу двигателя под нагрузкой на малых оборотах, а также ряд других преимуществ
- применение распределителя с тремя видами регулировки опережения зажигания(двумя автоматическими и одной ручной), обеспечивающего наивыгоднейшее опережение зажигания на всех режимах работы двигателя
- установка катушки зажигания с добавочным сопротивлением (вариатором), улучшающим работу системы зажигания, а также облегчающим пуск двигателя
- применение тонкостенных биметаллических вкладышей подшипников коленчатого вала, позволяющих заменять их без снятия двигателя с автомобиля(до перешлифовки шеек вала) и дающих возможность обходиться благодаря высокой точности обработки и малой усадке баббитового слоя без регулировочных прокладок