Для очистки воздуха, поступающего в карбюраторы, на двигателях ГАЗ применяются инерционно-масляные фильтры с сетками. Принцип работы всех фильтров ГАЗ одинаков.
В щель между корпусом и крышкой фильтра (фиг. 91) под действием разрежения в цилиндрах двигателя поступает воздух, который направляется вниз кольцевой перегородкой. В нижней части корпуса фильтра сделан кольцевой резервуар, заполняемый маслом. Сверху резервуара помещается успокоитель масла. Воздух, достигнув успокоителя, резко меняет направление движения. При этом тяжелые частицы из него по инерции продолжают двигаться вниз и остаются в масле. Поток воздуха увлекает масло с поверхности и оставляет его на сетке.
Пыль, находящаяся в воздухе, прилипает к сетке, а воздух, еще раз изменив направление, поступает в центральный патрубок и далее в карбюратор. Масло с сетки стекает в резервуар, увлекая с собой осевшую на ней пыль. Очистка воздуха от пыли происходит только при смоченной маслом сетке. Поэтому важно, чтобы уровень масла в резервуаре всегда доходил до маслоуспокоителя и чтобы масло было достаточно чистым, для чего необходимо периодически (через 1000 км при нормальной эксплуатации и чаще при эксплуатации на пыльных дорогах) менять масло и чистить фильтр. Для фильтра применяется такое же масло, как и для двигателя. Можно употреблять отработанное картерное масло, предварительно его отстояв и профильтровав.
В последнее время на автомобили ГАЗ начали устанавливать фильтры с сеткой из капроновой щетины вместо металлической сетки. На фиг. 92 показан такой фильтр двигателя автомобиля Волга. Такие же фильтры устанавливаются на двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-13.
К фильтрам легковых автомобилей присоединяются глушители шума всасывания. Глушитель представляет собою резервуар, соединенный с воздухопроводом. Колебания потока воздуха, которые создают шум всасывания, при входе в горловину карбюратора гасятся объемом воздуха, находящегося в резервуаре глушителя. Для того чтобы давление в резервуаре при этом изменялось незначительно, его делают больших размеров. Резервуары некоторых глушителей шума всасывания разделены на две части внутренними перегородками.
Все воздушные фильтры, кроме ГАЗ-12, устанавливаются непосредственно на карбю
ратор и привинчиваются барашком к переходному сварному патрубку, который крепится к карбюратору болтами на двигателях ГАЗ-51 и М-20 и непосредственно к карбюратору на двигателях М-21 и ГАЗ-13.
На двигателе ГАЗ-12 фильтр крепится к специальному штампованному кронштейну на впускной трубе. Воздушный фильтр соединен с карбюратором штампованной переходной коробкой, которая крепится к фильтру и патрубку карбюратора барашками.
Для чистки фильтра достаточно отвернуть барашек, после чего снять крышку и сетку. Несколько сложнее разборка фильтра двигателя ГАЗ-12.