Водяной насос двигателей ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12. На двигатели ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 устанавливается один водяной насос, изображенный на фиг. 71. Чугунный корпус насоса разделен перегородками на три части. В передней части запрессованы два шариковых подшипника, закрытые с одного торца уплотнительными шайбами. Подшипники устанавливаются закрытыми торцами наружу. Между внутренними кольцами подшипников устанавливается распорное кольцо. Наружная обойма заднего подшипника упирается в буртик корпуса, а переднего подшипника — в запорное кольцо 10.
В подшипники установлен валик водяного насоса, который сзади упирается стопорным кольцом, посаженным в выточку валика, во
внутреннее кольцо заднего подшипника. Подшипники и распорное кольцо сжимаются на валике ступицей шкива вентилятора. Ступица устанавливается на передний конец валика, на котором имеется лыска, удерживающая ее от проворачивания на валике, и закрепляется болтом. Болт заворачивается в торец валика, под болт устанавливаются простая и пружинная шайбы. В корпус насоса заворачивается прессмасленка, с помощью которой через сверленый канал вводится консистентная смазка к подшипникам. Для насоса следует применять тепловодостойкую смазку УТВ (1 —13), которая плавится при высокой температуре и не вымывается водой.
Для наблюдения за поступлением масла к подшипникам и предотвращения выпрессовы-вания их при набивке масла имеется контрольное отверстие 6.
На задний конец валика, имеющего такую же лыску, как и передний, устанавливается чугунная крыльчатка насоса, которая закрепляется на валике аналогично ступице шкива вентилятора.
Для спрессовывания с валика крыльчатка имеет резьбу для съемника. В крыльчатке монтируется самоподжимной сальник насоса, который состоит из манжеты 17, большой 16 и малой 15 обойм манжеты, пружины 14, уп-лотнительной текстолитовой шайбы 18 и стопорного кольца 19. Уплотнительная шайба входит своими выступами в пазы крыльчатки и увлекается крыльчаткой при вращении. Пружина прижимает резиновую манжету к уплотнительной шайбе, а уплотнительную шайбу к шлифованному торцу корпуса насоса.
Насос прикрепляется к блоку тремя болтами с пружинными шайбами. Под корпус насоса устанавливается паронитовая прокладка.
Водяной насос двигателя М-21. Водяной насос Двигателя М-21 отличается от описанного выше насоса двигателей М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12 тем, что нагнетательная камера его выполнена не в корпусе насоса, а в специальной отливке—кронштейне насоса (фиг. 72), несколько измененным сальником и измененной крыльчаткой.
Крыльчатка изготовляется из пластмассы, втулка ее— из легированного чугуна. Самоподжимной сальник состоит из резиновой манжеты, внутри которой помещается разжимная пружина. Манжета передним торцом прилегает к плоскости прилива корпуса насоса, задним — к уплотнительной шайбе, прижимая ее к торцу втулки крыльчатки. Сальник помещен в обойме, напрессованной
наприлив корпуса. Выступы уплотнительной шайбы входят в углубление обоймы и тем самым удерживают шайбу от вращения. Торец крыльчатки при вращении трется о плоскость шайбы.
Корпус и кронштейн насоса отливаются из алюминиевого сплава.
В кронштейне насоса имеется две полости. Одна полость является нагнетательной камерой насоса — из нее вода поступает в водораспределительную трубу. Вторая полость соединяет выходное отверстие водяной рубашки головки цилиндров с выпускным патрубком рубашки блока цилиндров, в котором помещается термостат.
Корпус насоса прикрепляется к кронштейну, а кронштейн — к блоку цилиндров шпильками с гайками. Между корпусом и кронштейном, а также между кронштейном и блоком устанавливаются паронитовые прокладки.
Смазка насоса осуществляется через пресс-масленку маслом УТВ (1 —13).
Водяной насос двигателя ГАЗ-13. Корпус водяного насоса (фиг. 73) отлит из серого чугуна. В корпусе помещаются подшипники валика насоса, ступица шкивов крыльчатка, отлитая из алюминиевого сплава, и сальник с металлокерамической уплотнительной шайбой.
Приемная и нагнетательная камеры насоса размещены в алюминиевой отливке крышки распределительных шестерен, к которой прикрепляется корпус насоса.
Между корпусом насоса и крышкой устанавливается паронитовая прокладка. Размещение подшипников и крепление ступицы шкивов и крыльчатки такое же, как и в других насосах. Подшипники насоса смазываются так же, как и подшипники насоса двигателя М-21.