Назначение вентиляции состоит в уменьшении разжижения масла топливом, попадающим в картер из камеры сгорания, и в удалении из картера отработавших газов, прорывающихся туда через неплотности поршневых колец.
Вентиляция также снижает температуру масла в картере за счет обмена воздуха. Но самое главное — вентиляция картера предотвращает проникновение газов под капот, откуда они свободно попадают через неплотности в кузов и кабину водителя.
Вентиляция картера на двигателях ГАЗ-51, М-20 и М-21 принципиально одинакова и основана на разности разрежения в различных, частях воздушного фильтра. Крышка клапанной коробки соединена с нижней частью фильтра трубкой и резиновым шлангом. Маслоналивной патрубок, который герметически закрыт пробкой, соединен с верхней частью фильтра резиновым шлангом. На двигателе М-21 с фильтром соединена крышка коромысел, а не маслоналивной патрубок. Обычно газы из картера поступают через отверстия в нижней стене в клапанную коробку, оттуда в воздушный фильтр, затем, примешиваясь к основному потоку воздуха, в смеси с топливом в цилиндры. Свежий воздух поступает из воздушного фильтра через маслоналивной патрубок в каптер.
При некоторых режимах работы двигателя этот порядок несколько изменяется.
Для отделения масла от газов, выходящих из картера, на крышке клапанной коробки устроен лабиринт. В лабиринте поток газов резко меняет направление движения, капли масла отделяются от газов и стекают в картер.
Вентиляция картера двигателя ГАЗ-12 (фиг. 68) отличается тем, что воздух в картер поступает из атмосферы через отдельный фильтр вентиляции картера. Фильтрующий элемент фильтра состоит из стальной сетки и плоских и гофрированных сетчатых пластин. Воздух поступает через боковые щели, опускается вниз, затем поднимается снизу через фильтрующий элемент и опускается вниз через маслоналивной патрубок в картер. Этот фильтр обеспечивает надежную очистку масла, поступающего в картер.
Для наливания масла над фильтром помещена горловина, плотно закрываемая пробкой маслоналивного патрубка.
Вентиляция картера двигателя ГАЗ-13 (фиг. 69) отличается от описанной выше тем, что выходной конец трубы вентиляции выведен ниже брызговика двигателя под машину. При движении машины у выхода из трубы создается разрежение, под действием которого высасываются газы из картера. Воздух из атмосферы поступает в картер через фильтр, несколько отличающийся по конструкции от фильтра ГАЗ-12.
Для наливания масла снимается весь фильтр.