На всех нижнеклапанных двигателях ГАЗ газопроводы расположены с правой стороны двигателя и прикрепляются к блокам цилиндров шпильками с латунными гайками для предотвращения пригорания.
На двигателе М-21 газопровод также расположен с правой стороны, но крепится к головке цилиндров.
На двигателе ГАЗ-13 впускная труба располагается сверху двигателя и крепится к обеим головкам, а выпускные коллекторы (их два) прикрепляются с внешней стороны каждой головки.
Между газопроводами М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-12 и М-21, а также выпускными коллекторами двигателя ГАЗ-13 и плоскостями их крепления устанавливаются сталеасбестовые прокладки, а под впускную трубу двигателя ГАЗ-13 устанавливаются резиновые прокладки.
Под гайки, крепящие одновременно впускную и выпускную трубу, а также крепящие алюминиевую впускную трубу двигателя ГАЗ-13, устанавливаются толстые жесткие шайбы.
Все впускные трубы, кроме трубы двигателя ГАЗ-13, и выпускные коллекторы отливаются из серого чугуна.
Выпускные коллекторы для предупреждения коробления проходят отжиг.
На всех двигателях ГАЗ подогрев горючей смеси осуществляется во впускных трубах: на двигателе ГАЗ-13 — водой, на всех остальных двигателях — выхлопными газами. Смесь подогревается для лучшего испарения топлива и предотвращения попадания топлива в цилиндры в жидком виде. Попавшее в цилиндры в жидком виде топливо не сгорает, а стекает по стенкам цилиндров, смывая с них смазку, в картер и разжижает в нем масло. Это ведет, кроме перерасхода топлива, к образованию нагара на стенках камеры сгорания и днище поршня, пригоранию поршневых колец, повышенному износу цилиндров, поршней и поршневых колец, а также других трущихся поверхностей.
Впускная труба двигателя М-20 имеет четыре канала прямоугольного сечения. Разделение каналов начинается вблизи вертикального входного канала. Это обеспечивает хорошее и равномерное наполнение всех цилиндров двигателя. В самой низкой части трубы, под задними патрубками, имеется отверстие для спуска конденсата, закрытое конической пробкой.
Центральная часть впускной трубы окружена газовой рубашкой для подогрева смеси. Через эту рубашку проходят выхлопные газы, отдающие часть своего тепла через стенки трубы рабочей смеси, проходящей через каналы трубы в цилиндры.
Подогрев смеси не всегда одинаково полезен, и поэтому количество газов, проходящих через рубашку, регулируется автоматически заслонкой. На малых нагрузках и оборотах двигателя, а особенно при запуске его, пока он еще холодный, желателен максимальный подогрев, и заслонка устанавливается в соответствующее положение (фиг. 42). В этом случае почти все газы пропускаются через рубашку.
На режимах полной мощности, когда двигатель уже прогрет, подогрев становится даже вредным, так как уменьшает весовое наполнение цилиндров. В этом случае желателен минимальный подогрев смеси, и заслонка устанавливается в положение, когда почти все газы проходят прямо на выхлоп, минуя рубашку.
Заслонка изготовлена из нержавеющей жаростойкой стали и приваривается к оси, которая вращается в двух втулках, запрессованных в выпускной коллектор. Ось и втулка также изготовлены из жаростойкой стали.
Управляют открытием и закрытием заслонки подогрева термостатная спираль, поток газов и противовес. Поток газов и противовес всегда стремятся открыть путь газам на прямой выход в глушитель, а спираль, пока двигатель холодный и она не нагрелась от выпускного коллектора, стремится держать заслонку в положении максимального подогрева, когда все газы проходят через подогревательную рубашку.
Спираль изготовлена из двухслойной ленты. Наружный слой ее имеет большой коэффициент линейного расширения, а внутренний — малый, вследствие чего спираль при нагреве сворачивается и дает возможность противовесу открывать заслонку. Чтобы спираль быстрее прогревалась от выпускного коллектора, она помещена в специальный кожух, висящий на оси заслонки. Противовес устанавливается на оси заслонки в определенное положение с помощью специальной пластинки-сухарика и закрепляется болтом с гайкой.
Спираль внутренним концом вставляется в прорезь оси, а наружный ее конец заводится за штифт, запрессованный в выпускной коллектор.
Под головку болтика противовеса устанавливается пружинная пластинка, облицованная асбестовой лентой. Пластинка ограничивает поворот заслонки в сторону двигателя за положение полного подогрева и смягчает удары о штифт спирали.
Движение заслонки за противоположное крайнее положение ограничивается специальным приливом в выпускном коллекторе, в который она упирается. Выпускной коллектор прямоугольного сечения расположен близко к блоку цилиндров. Каналы от крайних цилиндров к выпускному патрубку, расположенному в середине, пропущены над патрубками впускной трубы.
Выпускной коллектор прикрепляется к впускной трубе четырьмя болтами, завертываемыми в резьбовые отверстия впускной трубы.
Между впускной трубой и выпускным коллектором устанавливается сталеасбестовая прокладка.
Впускная труба двигателя М-21 прямоугольного сечения, продольные каналы заканчиваются небольшими тупиками. К этим каналам примыкают под прямым углом два канала, расширенных на концах, каждый из которых обслуживает два цилиндра. Крутые повороты и тупики обеспечивают хорошее размельчение и перемешивание смеси.
Для подогрева смеси под вертикальным патрубком трубы сделана тонкая стенка, омываемая снизу выхлопными газами. В вертикальный патрубок трубы устанавливается штампованная втулка, которая предотвращает попадание топлива в жидком виде в цилиндры. Жидкость, стекающая по стенке втулки, срывается с ее кромки с большой скоростью и при этом размельчается. Втулка служит также для направления потока смеси на горячую стенку.
Впускная труба скрепляется с выпускным коллектором четырьмя болтами с гайками. В остальном газопровод двигателя М-21 (фиг. 43) аналогичен газопроводу двигателя М-20.
Впускная труба двигателя ГАЗ-12 имеет продольные каналы прямоугольного сечения, которые заканчиваются небольшими тупиками. К этим каналам примыкают под прямыми углами четыре канала, из которых крайние к концу расширяются и обслуживают по два цилиндра: 1-й и 2-й, 5-й и 6-й, а средние, меньшего сечения, обслуживают каждый один цилиндр: 3-й или 4-й. Над средней частью трубы
несколько приподнят фланец крепления карбюратора, в котором сделаны два отверстия для установки направляющих насадков. Во фланце крепления выпускной трубы сделано большое отверстие, которое закрывается медной пластиной подогрева смеси. Центральная перегородка между двумя отверстиями для насадков разделяет трубу на две части, каждая из которых обслуживается одним диффузором двухкамерного карбюратора. В нижней части перегородки, над пластиной подогрева, сделано небольшое отверстие, которое уравнивает разрежение в обеих половинах впускной трубы и служит для компенсации неравномерности работы диффузоров карбюратора.
Подогрев смеси регулируется заслонкой с помощью термостатной спирали и противовеса. Термостат и противовес стремятся удерживать заслонку в вертикальном положении, при котором поток газов из передних трех цилиндров прижимается к медной пластине, отдавая часть своего тепла смеси через пластину. Поток газов стремится повернуть заслонку в горизонтальное положение, при котором основное количество газов проходит в глушитель, минуя пластину подогрева.
Пока газопровод холодный, спираль раскручена, потоку газов приходится преодолевать усилие спирали и противовеса, заслонка находится в вертикальном положении или близком к нему. Когда же газопровод нагреется, спираль нагревается от него, скручивается и не оказывает сопротивления поднятию заслонки, заслонка поворачивается в горизонтальное положение или близкое к нему. В первом случае подогрев максимальный, во втором — минимальный (фиг. 44).
Между впускной трубой и выпускным коллектором помещается медная пластина подогрева смеси и две сталеасбестовые прокладки, по одной с каждой стороны пластины. Груба и коллектор скрепляются болтами, завертываемыми в нарезные отверстия впускной трубы. Выпускной коллектор прямоугольного сечения помещается под впускной трубой.
Впускная труба двигателя ГАЗ-51, прямоуголъного сечения, имеет четыре патрубка, из которых два крайних имеют к выходу расширение и обслуживают по два цилиндра: 1-й и 2-й, 5-й и 6-й. Два средних патрубка меньшего сечения обслуживают по одному цилиндру: 3-й или 4-й. Патрубки соединяются со средней частью трубы по радиусам. На трубе имеется фланец для крепления однодиффузорного карбюратора. Из карбюратора смесь поступает в штампованную втулку, которая направляет поток на нижнюю стенку, омываемую снизу выхлопными газами, аналогично подогреву в трубе двигателя М-21. Подогрев смеси на двигателе ГАЗ-5! регулируется от руки, с помощью специального сектора, неподвижно закрепленного на оси заслонки подогрева смеси. Сектор имеет паз по дуге окружности, в котором помещена шпилька, завернутая в выпускной коллектор. С помощью гайки и шайб сектор может быть закреплен неподвижно в любом положении.
На секторе выбиты два слова зима и лето; первое соответствует вертикальному положению заслонки, т. е. максимальному подогреву, второе — горизонтальному положению заслонки, т. е. минимальному подогреву. Нужное слово ставится против шпильки. По желанию водителя сектор может быть установлен в любое промежуточное положение, благодаря чему можно подобрать наивыгоднейший подогрев для конкретных условий эксплуатации (фиг. 45).
Во всем остальном газопровод двигателя ГАЗ-51 аналогичен газопроводу двигателя ГЛЗ-12.