Двигатели
На все автомобили, выпускаемые Горьковским автомобильным заводом, устанавливаются двигатели, которые могут быть сведены в следующие два семейства.
1. Семейство двигателей с диаметром цилиндров 82 мм. В это семейство входят:
а) четырехцилиндровый двигатель М-20, устанавливаемый на автомобили Победа и М-72 (фиг. 21 и 22);
б) шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51, который устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и их модификации (фиг.23);
в) шестицилиндровый двигатель ГАЗ-12, который устанавливается на легковой автомобиль ГАЗ-12.
2. Семейство двигателей с диаметром цилиндров 92 ми 100 мм. К нему относятся:
а) четырехцилиндровый двигатель М-21, устанавливаемый на автомобиль Волга (фиг.24 и 25);
б) восьмицилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-13, который устанавливается на автомобиль Чайка (фиг. 26 и 27).
Основные параметры двигателей сведены в таблицу 1.
Все двигатели первого семейства нижнеклапанные, все двигатели второго семейства верхнеклапанные.
Быстроизнашиваемые и подлежащие замене при ремонте детали: поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, вкладыши подшипников, клапаны, толкатели и другие детали, а также вспомогательные агрегаты и узлы: масляные и водяные насосы, фильтры и т. п. для каждого семейства максимально унифицированы.
Это значительно упрощает эксплуатацию, ремонт и, главное, снабжение запасными частями автомобильного парка, уменьшает количество необходимых запасных частей и упрощает их хранение.
Для снижения веса литых металлоемких деталей (блока цилиндров, головки цилиндров, корпусов масляного и водяного насосов и других) в двигателях второго семейства широко применяются сплавы алюминия.
Двигатели М-21 и ГАЗ-13 выпускаются с различными степенями сжатия для использования различных видов топлива.