Шины нельзя ни заварить, ни отрихтовать ни подкрасить - они стареют, ветшают, снашиваются, ничего уж с этим не поделать. Рано или поздно возникает вопрос - на что заменить победовскую резину. Хорошо, когда под рукой окажется родная, И-77, а если ее не найти? Можно конечно поставить пятнадцатидюймовые диски от Волги, При этом теряется так ценимая почитателями марки аутентичность машины, но приобретается возможность широкого выбора резины - на размер 15″ сейчас выпускается много разных покрышек. Однако вид у машины может стать совершенно нелепым.
У Победы диски размерности 4,00-E×16″, читается это так:
4,00 - посадочная ширина обода — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса в дюймах;
E - закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы, закругления и т.п.)
16 - посадочный диаметр — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина, тоже в дюймах.
По науке на такой диск может устанавливаться резина 6,00×16″ или 6,50×16″. При пересчете ширины в мм это 152 мм или 165 мм соответственно.
Получается, родная победовская резина по нынешним временам называлась бы 155/98-R16. Но покрышек таких пропорций давно никто не выпускает. Самое близкое из ныне производимого - 175/80-R16. Некоторые модели я для общей информации тоже привел в таблице, хотя они в основном на диски шириной 5″.
Форма закраин обода диска: родной победовский обод стандарта E - высота закраин у него 19,8 мм. Закраины обода стандарта J (Нива, Газель) имеют высоту 17,3 мм. Ободы отличаются еще и формой закраин, радиусами закруглений, но эти отличия не принципиальны.
Итак, если всеже рассматривать вариант с сохранением шестнадцатидюймовых колес, то проще чем победовскую, сейчас можно найти резину от ГАЗ-69. Кроме газика она ставилась на Нысы, Жуки, разные другие машины. Победа с такими колесами обретает чуть лучшую проходимость, но повышаются шум и вибрации. Можно отыскать TVL-1. По размерам она почти как родная, но мало на нее похожа рисунком. Обе эти покрышки допускают установку на победовский диск. Другие современные - без гарантий. Например, иногда на Победу устанавливают ВлИ от Нивы. Вообще говоря, на техосмотре с такими колесами должны бы завернуть, но всеже это лучше, чем родная, но старая, лысая и грыжастая покрышка с тремя слоями наварки.
Собирая материал для этой таблицы я сделал для себя одно открытие: оказывается моя Победа на момент ее обретения была обута спереди: одно колесо - Я-248, другое - Д-66, с максимально допустимой скоростью в 30 км/ч. Сообщаю результаты невольно поставленного эксперимента: тракторная резина на скоростях до 110 км/ч ведет себя сносно. ;-)