Сцепление автомобиля М-20 "Победа" (фиг. 112) по устройству напоминает сцепление автомобиля <Москвич>.
Ведущая часть сцепления состоит из маховика 2, прикрепленного к нему болтами кожуха 5, и нажимного диска 6. Выключение сцепления осуществляется с помощью трех рычажков 7, подвешенных к внутренней стороне кожуха на специальных кронштейнах 8 с осями. Рычажки 7 на внутреннем конце имеют регулировочные болты 9, на которые нажимает отжимной шариковый подшипник муфты 10 при выключении сцепления. С нажимным диском 6 рычажки 7 соединены шарнирно с помощью осей, вставленных в отверстия прорезей диска. Оси рычажков 7 имеют игольчатые подшипники. Шесть пружин 12 установлены между нажимным диском и кожухом 5 и удерживаются от смещения конусными бобышками нажимного диска и отогнутыми краями отверстий у кожуха.
Фиг. 112. Механизм сцепления автомобиля М-20 "Победа".
Ведомый диск 1 сцеплении, имеет в тупице пружинный гаситель 3 колебаний, установлен на шлицевом хвостовике первичного вала 11 коробки передач.
Для выключения сцепления надо нажать на педаль 1 (фиг. 113,, соединенную системой рычагов и тяг с вилкой 8, качающейся на шаровой опоре 6. При нажатии на педаль вилка 8 продвигает муфту 9 с шариковым подшипником 5 вперед и этим осуществляет выключение сцепления. При освобождении педали под действием пружин нажимной диск возвращается к маховику и вновь зажимает ведомый диск, включая сцепление. Педаль возвращается в исходное положение под действием двух пружин, из которых одна 7 соединена непосредственно с вилкой 8, а другая 11 -с рычагом на валике педали. Кроме того, имеется пружина 10, оттягивающая муфту 9, на которой установлена обойма с подшипником 5.
Для нормальной работы сцепления необходимо постоянно поддерживать определенный зазор между подшипником 5 вилки и головками регулировочных болтов 4 на концах рычажков 3. Этот зазор должен быть равен 3,0 мм, что соответствует свободному ходу педали, равному 41 мм. Изменение свободного хода допу-
Фиг. 113. Механизм выключения сцепления автомобиля М-20 "Победа".
или укорачиванием толкателя 2 с помощью резьбового наконечника. При удлинении толкателя зазор уменьшается, при укорачивании - увеличивается. Эксплуатационная регулировка зазора регулировочными болтами 4 на рычажках не допускается. Эти болты служат только для выравнивания положения рычажков 3 и установки их внутренних концов в одной плоскости при ремонте и сборке сцепления.
Сцепление автомобиля ЗИМ (фиг. 114) по конструкции подобно разобранным выше конструкциям сцеплений автомобилей <Москвич> и М-20 <Победа>.