Газораспределительный механизм М-20 "Победа"

Газораспределительный механизм двигателя автомобиля М-20 "Победа" имеет некоторые конструктивные особенности но в основном подобен этому механизму двигателя автомобиля "Москвич".

Распределительный вал 23 (фиг. 40), откованный из стали, устанавливают в правой части картера в четырех подшипниках. Опорные шейки 21 распределительного вала сделаны разного диаметра, причем наибольший диаметр имеет передняя шейка. В гнездах блока цилиндров для подшипников распределительного вала запрессованы тонкостенные сталебаббитовые втулки 10. Втулки снабжены небольшими наружными выступами, входящими в соответствующие углубления в стенках гнезд подшипников и предохраняющими втулки от проворачивания. Распределительный вал имеет восемь кулачков для подъема впускных и выпускных клапанов. Кроме того, на валу имеется шестерня с винтовыми зубьями для привода в движение масляного насоса и распределителя зажигания, а также эксцентрик для привода в действие топливного насоса. Кулачки вала, шестерня и эксцентрик термически обработаны. От осевого перемещения распределительный вал удерживается упорным фланцем 8 и распределительным кольцом 6. Фланец и кольцо располагают между торцом передней опорной шейки распределительного вала и ступицей шестерни 5 распределительного вала. Фланец 8 крепят к передней стенке блока цилиндров с помощью двух болтов 7.

Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала 24 парой шестерен / и 5 с косыми зубьями. Ведущая шестерня 1 стальная, насажена, на передний конец коленчатого вала и закреплена шпонкой 2. Ведомая шестерня изготовлена из текстолита со стальной ступицей, насажена на передний конец распределительного вала на шпонке 9 и удерживается от осевого смещения болтом 4 с шайбой. Для правильной сборки газораспределения шестерни имеют установочные метки 3. Ведущая шестерня имеет метку О на торце обода против четвертого зуба (отсчитываемого от шпонки влево). Ведомая имеет метку (черту) на торце обода против четвертой впадины зуба (отсчитываемой от шпонки вправо). При сборке зуб ведущей шестерни с меткой О должен войти во впадину ведомой шестерни, отмеченную чертой.

Фиг. 40. Газораспределительный механизм двигателя автомобиля "Победа".

Толкатели 22 клапанов - цилиндрические, с пятой на нижнем конце. В верхнем торце толкателя имеется отверстие, в которое на резьбе ввернут регулировочный болт 12 с контргайкой 11. Отверстие в тoлкaтeлe для уменьшения его веса сделано почти на всю длину. На цилиндрической поверхности толкателя сделана круговая канавка для удержания масла. На верхнем конце цилиндрической части толкателя сделаны две грани (лыски).
 

Толкатели установлены в направляющих отверстиях, имеющихся в нижней стенке клапанной коробки блока цилиндров. Толкатели изготовлены из стали; на рабочей поверхности пяты наплавлен слой отбеленного (одоботвердого) чугуна.

Клапаны имеют головки разных диаметров - диаметр головки впускного клапана 20 больше диаметра головки выпускного клапана 17. Впускные клапаны имеют седла 19. Увеличенный диаметр головок впускных клапанов способствует лучшему наполнению цилиндров горючей смесью. Кроме размеров головок, впускные и выпускные клапаны различаются метками на нижних торцах головок: на головке впускного клапана выбита метка ВП, а на головке выпускного клапана метка ВЫП. Стержни 16 клапанов устанавливают в направляющих втулках 18, изготовленных из чугуна и запрессованных в отверстия верхней стенки клапанной коробки блока цилиндров.

На нижнем конце стержня клапана выполнена канавка для конических стальных сухарей 15, закрепляющих на стержне опорную тарелку 13 клапанной пружины.

Клапанные пружины 14 изготовлены с разными промежутками между витками, т. е. с переменным шагом. При сборке двигателя пружины устанавливают витками меньшего шага вверх. Пружина упирается нижним витком в опорную тарелку, закрепленную на конце стержня клапана, а верхним витком - в выточку на стенке клапанной коробки. Круговая диаграмма газораспределения двигателя полностью совпадает с такой диаграммой двигателя автомобиля "Москвич" (см. фиг. 38).

Зазоры между толкателями и стержнями клапанов при холодном двигателе должны быть: у впускных клапанов 0,23 мм, у выпускных клапанов 0,28 мм. Рекомендуется регулярно проверять зазоры и регулировать их, при необходимости, в следующем порядке:

1) снять газопровод;

2) снять обе крышки клапанной коробки, стараясь не повредить пробковых прокладок;

3) установить поршень первого цилиндра (считая от радиатора) в в. м т. такта сжатия (оба клапана закрыты), для чего повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал так, чтобы шарик, запрессованный в обод маховика (отметка в. м. т.). совместился с острием стрелки, закрепленной в смотровом люке картера сцепления;

4) проверить плоским щупом зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов первого цилиндра;

5) отрегулировать зазоры между болтами толкателей и стержнями клапанов, если они отличаются от нормальных. Для этого, удерживая толкатель от вращения ключом (за имеющиеся на нем , лыски), отпустить контргайку болта и вращать головку болта (другим ключом) до получения требуемого зазора. Затянуть контргайку и снова проверить зазор;

6) повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал точно на V2 оборота, проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов второго цилиндра;

7) последующими поворотами коленчатого вала точно на V2 оборота установить поршни четвертого, а затем третьего цилиндров в в. м. т. такта сжатия, проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов четвертого, а затем и третьего цилиндров;

8) установить на место крышки клапанной коробки с прокладками;

9) установить на место газопровод. При регулировке зазоров необходимо, чтобы регулируемые клапаны были полностью закрыты, а их толкатели были полностью освобождены от нажатия кулачков распределительного вала.

Поэтому, переходя к регулировке зазоров клапанов от первого цилиндра к остальным в порядке их работы, следует , по возможности точно поворачивать рукояткой коленчатый вал на Ч2 оборота.