Износы в двигателе и их влияние на его работу. Газ-51, зим-12, м-20 и газ-69.

Работа двигателя, точно так же как и работа всякой машины, сопровождается непрерывным процессом естественного износа его деталей.

При нормальных условиях эксплуатации двигателя и автомобиля в целом, эти износы на протяжении довольно длительного времени работы, исчисляемого пробегом автомобиля к 30000—50000 км, а иногда  и более, нарастают постепенно и но величине таковы, что не влияют на нормальную работ) двигателя и его отдачу. Однако, при достижении своей предельной (по условиям работы того или иного сочленения; величины, износы начинают  прогрессивно увеличиваться и приводить к различным  неисправностям в работе двигатели. К таким неисправностям двигателя относятся:

1) высокий расход масла,

2) высокий расход бензина,

3) падение мощности двигателя,

4) стуки в двигателе,

5) детонация,  преждевременное зажигание,  отдельные вспышки р цилиндрах после выключения зажиганий,

6) перебои вспышки,

7) дымный выхлоп,

8) выстрелы в глушителе и карбюраторе,

9) слишком низкое или слишком высокое давление масла,

10) перегрев двигателя.

Эти неисправности двигателя могут вызываться в основном следующими причинами:

1. Высокий расход масла:

а) износом коренных и шатунных подшипников или подшипников распределительного вала, наличием на них трещит и выкрошенных участков;

б) утечкой масла через передний и задний коренные подшипники вследствие неисправных сальников или повышенного давления в картере, из-за пропуска газов поршневыми кольцами;

в) образованием нагара на маслосъемных кольцах и в масляных отверстиях поршня;

г) износом или поломкой поршневых колец;

д ) износом или образованием царапин на стенках цилиндров;

е) износом стержней впускных клапанов и направляющих

втулок;

ж) недостаточной герметичностью прокладок картера двигателя, крышек клапанных коробок, крышки распределительных шестерен и т. д.;

з ) износом и эллиптичностью шеек коленчатого вала; и) слишком высоким давлением масла;

к) неисправностью системы вентиляции картера; л) применением недостаточно вязкого масла в изношенном, двигателе.

2. Высокий расход бензина:

а) взносом или поломкой поршневых колец, а также образованием нагара на них;

б) большими  зазорами между  поршнями и цилиндрами;

в) плохой герметичностью клапанов;

г) малыми зазорами между толкателями и клапанами.

3. Падение мощности двигателя:

а) образованием толстого слоя нагара на запальных свечах, стенках камер сгорания, головках поршней, клапанах и кольцах: вследствие большой утечки масла из подшипников:

б)  поломкой  или  недостаточной  упругостью поршневых колец;

в) неправильными зазорами между клапанами и толкателями;

г) заеданием клапанов или неплотной посадкой их в гнездах;

д ) поломкой клапанных пружин или недостаточной упругостью их;

е) неисправностью систем зажигания или питания.

4. Стука в двигателе

(при правильной установке зажигания и при топливе надлежащего качества):

а) значительным износом коренных и шатунных подшипников или образованием на них трещин, износом поршневого пальца, отверстий под поршневой палец в бобышках поршни, и в верхней головке шатуна;

б) большим осевым зазором коленчатого вала в результате износа передней и задней упорных шайб переднего подшипника коленчатого вала;

в)  большим осевым зазором шатуна вследствие износа торце в нижней головки шатуна  и  упорных буртов  на  щеках коленчатого вала;

г)  большим зазором между поршнями и цилиндрами;

д ) погнутостью шатуна;

е)  большими зазорами между клапанами и толкателями;

ж) значительным износом шестерен распределения и привода масляного насоса.

Примечание. Повреждение прокладки под газопроводом или недостаточная затяжка гаек его крепления приводят к прорыву отработавших газов, сопровождающемуся звуковым эффектом, который можно ошибочно принять за стук в двигателе.

5. Детонация, преждевременное зажигание и отдельные вспышки в цилиндрах после выключения зажигания

(при применении топлива надлежащего качества и правильной установке зажигания):

образованием толстого слоя нагара на поверхности камер сгорания, на головках поршней и клапанов вследствие утечки масла из подшипников и заливания им цилиндров.

6. Перебои вспышки:

а) образованием нагара  на запальных свечах (вследствие заливания их маслом), вызванное износом поршневых  колец или неисправностью коренных или шатунных подшипников, а также подшипников распределительного вала;

б) попаданием внутрь цилиндров воды,  в результате повреждения прокладки головки цилиндров;

в)  неисправностью систем зажигания или питания.

7. Дымным выхлоп:

а) заливанием цилиндров маслом  вследствие сильных износов или образования трещин в коренных и шатунных подшипниках, а также в подшипниках распределительного вала:

б) большим износом поршневых колец и загоранием маслосъемных колец;

в) образованием царапин на поверхностях поршней и цилиндров.

8. Выстрелы в глушителе и карбюраторе:

а) образованием на поверхности седел клапанов толстого слоя нагара, нарушающего их герметичность;

б) недостаточной величиной зазора между клапанами и толкателями;

в) заеданием или обгоранием клапанов (выстрелы в карбюраторе и глушителе);

г)  неисправностью системы питания;

д ) неисправностью системы зажигания (выстрелы в глушителе).

9. Слишком низкое или слишком высокое давление масла:

а) значительным износом коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала или образованием трещин  на их поверхности;

б) износом шестерен и плоскости крышки масляного насоса;

в) засорением сетки плавающего маслоприемника;

г) засорением маслопровода;

  д ) нарушением регулировки редукционного клапана масляного насоса или засорением его.

10. Перегрев двигателя:

а) неисправностью системы охлаждения;

б) неисправностью системы зажигания;

в) неисправностью системы питания.

Таким образом, все перечисленные выше неисправности в работе двигателя можно разбить на две категории: неисправности, которые не требуют ремонта самого двигателя и могут  быть устранены соответствующим ремонтом систем зажигания, питания, охлаждения и вентиляции картера, и неисправности, устранение которых требует ремонта и связанной с ним разборки самого двигателя. К этой последней категории неисправностей следует, прежде всего, отнести:

1. Повышенный пропуск газов поршневыми кольцами, при котором система вентиляций (при исправном клапане и незасоренных трубках.) перестает справляться с отсосом газов из картера, в результате чего в последнем создается повышенное давление, приводящее к течи масла через передний и задний сальники коленчатого вала, гнездо распределителя в блоке и через прокладки.

2. Падение давления масла в масляной магистрали двигателя ниже 1 кг/см 2 при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/час,

3.. Увеличенный расход масла (более 0,5 л/100 км). 4. Стуки в двигателе.

  Эти неисправности являются основными, определяющими необходимость ремонта двигателя.

Если увеличенный расход масла и стуки в двигателе указывают на наличие в нем неисправностей в явной форме и необходимость устранения их не вызывает ни у кого никаких сомнений, то повышенный пропуск газов поршневыми кольцами и падение давления масла иногда ошибочно относятся к разряду неисправностей, при которых двигатель может еще  работать, между тем как появление их связано с серьезными износами деталей и узлов двигателя (главным образом поршневых колец и вкладышей подшипников). Здесь, как и вообще  при всех неисправностях, своевременное устранение их причин  может в большинстве случаев предотвратить необходимость  проведения более трудоемких ремонтных работ и продлить общий срок службы двигателя.

Величины максимально допустимых зазоров и износом сопряженных деталей двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 приведены в табл. 12. Они получены в результате обмеров основных деталей двигателей, в работе которых появлялись те или иные неполадки (увеличенный расход масла; или бензина, большой пропуск газов, низкое давление масла., падение мощности двигателя, стуки и т. п.).

Данными табл. 12 следует пользоваться при решении вопроса об объеме необходимых ремонтных работ после того, как двигатель уже разобран для выявления и устранения тех или иных неисправностей в его работе. В частности, пользуясь этой таблицей, легко рассортировать детали разобранного двигателя на :

а) детали, которые требуют ремонта до сборки;

б) детали, которые необходимо заменить новыми;

в) детали, которые могут быть поставлены на двигатель без ремонта.

Само собой разумеется, что указанная разбивка  должна производиться также с учетом состояния рабочих поверхностей деталей и возможности их последующей приработки,