Работа двигателя, точно так же как и работа всякой машины, сопровождается непрерывным процессом естественного износа его деталей.
При нормальных условиях эксплуатации двигателя и автомобиля в целом, эти износы на протяжении довольно длительного времени работы, исчисляемого пробегом автомобиля к 30000—50000 км, а иногда и более, нарастают постепенно и но величине таковы, что не влияют на нормальную работ) двигателя и его отдачу. Однако, при достижении своей предельной (по условиям работы того или иного сочленения; величины, износы начинают прогрессивно увеличиваться и приводить к различным неисправностям в работе двигатели. К таким неисправностям двигателя относятся:
1) высокий расход масла,
2) высокий расход бензина,
3) падение мощности двигателя,
4) стуки в двигателе,
5) детонация, преждевременное зажигание, отдельные вспышки р цилиндрах после выключения зажиганий,
6) перебои вспышки,
7) дымный выхлоп,
8) выстрелы в глушителе и карбюраторе,
9) слишком низкое или слишком высокое давление масла,
10) перегрев двигателя.
Эти неисправности двигателя могут вызываться в основном следующими причинами:
1. Высокий расход масла:
а) износом коренных и шатунных подшипников или подшипников распределительного вала, наличием на них трещит и выкрошенных участков;
б) утечкой масла через передний и задний коренные подшипники вследствие неисправных сальников или повышенного давления в картере, из-за пропуска газов поршневыми кольцами;
в) образованием нагара на маслосъемных кольцах и в масляных отверстиях поршня;
г) износом или поломкой поршневых колец;
д ) износом или образованием царапин на стенках цилиндров;
е) износом стержней впускных клапанов и направляющих
втулок;
ж) недостаточной герметичностью прокладок картера двигателя, крышек клапанных коробок, крышки распределительных шестерен и т. д.;
з ) износом и эллиптичностью шеек коленчатого вала; и) слишком высоким давлением масла;
к) неисправностью системы вентиляции картера; л) применением недостаточно вязкого масла в изношенном, двигателе.
2. Высокий расход бензина:
а) взносом или поломкой поршневых колец, а также образованием нагара на них;
б) большими зазорами между поршнями и цилиндрами;
в) плохой герметичностью клапанов;
г) малыми зазорами между толкателями и клапанами.
3. Падение мощности двигателя:
а) образованием толстого слоя нагара на запальных свечах, стенках камер сгорания, головках поршней, клапанах и кольцах: вследствие большой утечки масла из подшипников:
б) поломкой или недостаточной упругостью поршневых колец;
в) неправильными зазорами между клапанами и толкателями;
г) заеданием клапанов или неплотной посадкой их в гнездах;
д ) поломкой клапанных пружин или недостаточной упругостью их;
е) неисправностью систем зажигания или питания.
4. Стука в двигателе
(при правильной установке зажигания и при топливе надлежащего качества):
а) значительным износом коренных и шатунных подшипников или образованием на них трещин, износом поршневого пальца, отверстий под поршневой палец в бобышках поршни, и в верхней головке шатуна;
б) большим осевым зазором коленчатого вала в результате износа передней и задней упорных шайб переднего подшипника коленчатого вала;
в) большим осевым зазором шатуна вследствие износа торце в нижней головки шатуна и упорных буртов на щеках коленчатого вала;
г) большим зазором между поршнями и цилиндрами;
д ) погнутостью шатуна;
е) большими зазорами между клапанами и толкателями;
ж) значительным износом шестерен распределения и привода масляного насоса.
Примечание. Повреждение прокладки под газопроводом или недостаточная затяжка гаек его крепления приводят к прорыву отработавших газов, сопровождающемуся звуковым эффектом, который можно ошибочно принять за стук в двигателе.
5. Детонация, преждевременное зажигание и отдельные вспышки в цилиндрах после выключения зажигания
(при применении топлива надлежащего качества и правильной установке зажигания):
образованием толстого слоя нагара на поверхности камер сгорания, на головках поршней и клапанов вследствие утечки масла из подшипников и заливания им цилиндров.
6. Перебои вспышки:
а) образованием нагара на запальных свечах (вследствие заливания их маслом), вызванное износом поршневых колец или неисправностью коренных или шатунных подшипников, а также подшипников распределительного вала;
б) попаданием внутрь цилиндров воды, в результате повреждения прокладки головки цилиндров;
в) неисправностью систем зажигания или питания.
7. Дымным выхлоп:
а) заливанием цилиндров маслом вследствие сильных износов или образования трещин в коренных и шатунных подшипниках, а также в подшипниках распределительного вала:
б) большим износом поршневых колец и загоранием маслосъемных колец;
в) образованием царапин на поверхностях поршней и цилиндров.
8. Выстрелы в глушителе и карбюраторе:
а) образованием на поверхности седел клапанов толстого слоя нагара, нарушающего их герметичность;
б) недостаточной величиной зазора между клапанами и толкателями;
в) заеданием или обгоранием клапанов (выстрелы в карбюраторе и глушителе);
г) неисправностью системы питания;
д ) неисправностью системы зажигания (выстрелы в глушителе).
9. Слишком низкое или слишком высокое давление масла:
а) значительным износом коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала или образованием трещин на их поверхности;
б) износом шестерен и плоскости крышки масляного насоса;
в) засорением сетки плавающего маслоприемника;
г) засорением маслопровода;
д ) нарушением регулировки редукционного клапана масляного насоса или засорением его.
10. Перегрев двигателя:
а) неисправностью системы охлаждения;
б) неисправностью системы зажигания;
в) неисправностью системы питания.
Таким образом, все перечисленные выше неисправности в работе двигателя можно разбить на две категории: неисправности, которые не требуют ремонта самого двигателя и могут быть устранены соответствующим ремонтом систем зажигания, питания, охлаждения и вентиляции картера, и неисправности, устранение которых требует ремонта и связанной с ним разборки самого двигателя. К этой последней категории неисправностей следует, прежде всего, отнести:
1. Повышенный пропуск газов поршневыми кольцами, при котором система вентиляций (при исправном клапане и незасоренных трубках.) перестает справляться с отсосом газов из картера, в результате чего в последнем создается повышенное давление, приводящее к течи масла через передний и задний сальники коленчатого вала, гнездо распределителя в блоке и через прокладки.
2. Падение давления масла в масляной магистрали двигателя ниже 1 кг/см 2 при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/час,
3.. Увеличенный расход масла (более 0,5 л/100 км). 4. Стуки в двигателе.
Эти неисправности являются основными, определяющими необходимость ремонта двигателя.
Если увеличенный расход масла и стуки в двигателе указывают на наличие в нем неисправностей в явной форме и необходимость устранения их не вызывает ни у кого никаких сомнений, то повышенный пропуск газов поршневыми кольцами и падение давления масла иногда ошибочно относятся к разряду неисправностей, при которых двигатель может еще работать, между тем как появление их связано с серьезными износами деталей и узлов двигателя (главным образом поршневых колец и вкладышей подшипников). Здесь, как и вообще при всех неисправностях, своевременное устранение их причин может в большинстве случаев предотвратить необходимость проведения более трудоемких ремонтных работ и продлить общий срок службы двигателя.
Величины максимально допустимых зазоров и износом сопряженных деталей двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 приведены в табл. 12. Они получены в результате обмеров основных деталей двигателей, в работе которых появлялись те или иные неполадки (увеличенный расход масла; или бензина, большой пропуск газов, низкое давление масла., падение мощности двигателя, стуки и т. п.).
Данными табл. 12 следует пользоваться при решении вопроса об объеме необходимых ремонтных работ после того, как двигатель уже разобран для выявления и устранения тех или иных неисправностей в его работе. В частности, пользуясь этой таблицей, легко рассортировать детали разобранного двигателя на :
а) детали, которые требуют ремонта до сборки;
б) детали, которые необходимо заменить новыми;
в) детали, которые могут быть поставлены на двигатель без ремонта.
Само собой разумеется, что указанная разбивка должна производиться также с учетом состояния рабочих поверхностей деталей и возможности их последующей приработки,