Водяной насос двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 центробежного типа. Его привод осуществляется на двигателях ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69одним, а на двигателе ГАЗ-51 — двумя клиновидными ремнями от шкивов коленчатого вала. Этими же ремнями приводится в действие и электрический генератор. На рис. 46 показан водяной насос, устанавливавшийся на двигатели ГАЗ-51, ЗИМ-12 и М-20 до второй половины 1951 года. Как видно из рисунка, его крыльчатка 3 сидит на одном валике 2 со ступицей 11 вентилятора. Валик водяного насоса является здесь составной частью специального двухрядного шарикового подшипника 9, который запирается в корпусе насоса стопорным кольцом 13.
Для удержания смазки, подаваемой шприцем через масленку 7, подшипник имеет по одному войлочному сальнику 14 с каждой стороны.
Подачу смазки в подшипник производят до тех пор, пока она не покажется из контрольного отверстия 10.
Крыльчатка насоса напрессована на валик без шпонки. Уплотнение насоса достигается самоподтягивающимся сальником, помещающимся в хвостовике крыльчатки и состоящим из резиновой манжеты 5, текстолитовой шайбы 6", пружины 4 и двух обойм 18. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, которая имеет прорези для соответствующих выступов на текстолитовой шайбе.
Текстолитовая шайба, прижимаемая пружиной к торцевой плоскости корпуса насоса, предотвращает вытекание воды из его рабочей полости. Резиновая манжета препятствует протеканию воды через зазор между валиком и текстолитовой шайбой. Вода, просочившаяся через изношенный сальник, стекает наружу через контрольное отверстие 16 в корпусе насоса. Чтобы предотвратить попадание воды в подшипник, предусмотрено водосбрасывающее кольцо 8.
Если вода будет подтекать через отверстие 16, то сальник
следует отремонтировать, выпрессовать крыльчатку и сменив изношенные детали (см, раздел „Ремонт водяного насоса" главы III). Закупоривание в этом случае контрольного отверстия ни в коей мере не допускается, так как вода при этом неизбежно проникнет в шариковый подшипник и выведет его из строя.
Для повышения надежности работы и облегчения ремонта со второй половины 1951 года на двигатели устанавливается модернизированный водяной насос (рис. 47), взаимозаменяемый со старым. Как видно из рисунка, валик водяного насоса 9 работает здесь в двух легко сменных шариковых подшипниках 7. На концах валика сделано по одной лыске . Крыльчатку 2 насоса и ступицу вентилятора 8 сажают плотно на валке отверстиями, соответствующими сечениям концов валика. Этим предотвращается их проворачивание относительно валика даже после многократных разборок.
Крыльчатка крепится на валике болтом) , заворачиваемым в торец валика. Между головкой болта и крыльчаткой ставятся две шайбы: плоская,— прилегающая к крыльчатке, и пружинная —- с наружными зубьями, прилегающая к головке болта. Чтобы крыльчатку было легче снять с валика при ремонтах сальника, в центре ее имеется отверстие с резьбой для съемника.
Ступица вентилятора 6 крепится на валике штифтом 10 или болтом аналогично крыльчатке.
Конструкция сальника модернизированного насоса такая же, как и в старом насосе. Смазка подшипника осуществляется угловой прессмасленкой .
К ступице 6 крепится шкив привода насоса и вентилятора. Вентилятор обеспечивает надежное охлаждение наружных стенок водяной рубашки двигателя и всех агрегатов системы смазки и зажигания, помещающихся под капотом.
Вентиляторы двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12 и М-20—четырех-лопастные ; двигателя ГАЗ-69-— шестилопастиый .
Диаметры вентиляторов:
ГАЗ-51 —450 мм ЗИМ-12— 435
М-20 — 380 ГАЗ-60 — 410