Пары бензина из рабочей смеси, попав в картер двигателя, особенно холодного, конденсируются в нем и разжижают смазку, ухудшая ее смазочные свойства. Точно так же, попав в картер, конденсируются и пары воды, содержащиеся в значительном количестве в отработавших газах. Наличие же воды в картерном масле приводит к вспениванию масла во время работы двигателя и к образованию густых и липких эмульсий (особенно в зимнее время), что нарушает нормальную циркуляцию масла в системе, вплоть до прекращения подачи смазки к трущимся поверхностям.
Еще более вреден сернистый газ, имеющийся в отработавших газах и получающийся в результате сгорания естественной примеси серы в бензине. Сернистый газ, растворяясь в.-. воде, имеющейся в том или ином количестве в масле, образует сернистую кислоту, переходящую в присутствии кислорода воздуха в серную. Эта кислота вместе с маслом попадает на шлифованные рабочие поверхности деталей и постепенно разъедает их.
Для удаления из картера паров бензина и отработавших, газов, двигатели снабжены принудительно действующей вентиляцией картера (герметичной на двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 и открытой на двигателе ЗИМ-12).
Наличие на двигателях принудительно действующей вентиляции значительно повышает их износостойкость.
На рисунке 39 показано устройство вентиляции картера, двигателя ГАЗ-51.
Трубка 8, идущая от клапана вентиляции картера, расположенного на задней крышке клапанной коробки, подведена к впускной трубе. Она соединяет таким образом картер двигателя с системой всасывания после дроссельной заслонки карбюратора.
Трубка 10, идущая от маслоналивного патрубка, закрытого, герметичной крышкой, подведена к горловине воздушного фильтра и соединяет картер с системой всасывания перед дроссельной заслонкой.
За счет разности разрежений в картере и в точках подвода трубок 8 и 10 происходит удаление отработавших газов и паров бензина из картера и приток в него чистого воздуха, как показано на рисунке стрелками.
Чем больше разность разрежений перед и после дроссельной заслонки, тем интенсивнее вентилируется картер.
Так как наибольшая разность в разрежениях соответствует работе двигателя на прикрытых дросселях, то этому режиму и соответствует наибольшая эффективность вентиляции.
При работе на прикрытых дросселях свежий воздух поступает из воздухоочистителя по трубке 10 в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Пары же бензина и отработавшие газы из картера отсасываются по трубке 8 во впускную трубу.
При работе на больших открытиях дросселя поступление свежего воздуха прекращается и через обе трубки 8 и 10 происходит удаление, отработавших газов и паров бензина из картера.
Клапан 5 вентиляции картера автоматически изменяет количество газов, отсасываемых из картера, в зависимости от величины открытия дроссельной заслонки. При большом увеличении разрежения во впускной трубе, что бывает обычно при работе двигателя на малых нагрузках или на холостом ходу, клапан поднимается вверх, перекрывает сечение трубки 8 и тем самым устраняет возможность обеднения горючей смеси за счет добавочного воздуха, поступающего из картера.
Устройство клапана вентиляции картера показано на рис, 40
Внутри корпуса б на болте 6, которым корпус крепится к крышке клапанной коробки, установлен клапан 4, изготовленный из цинкового сплава. Вес клапана подобран таким образом, что при небольшом разрежении во впускной трубе ой занимает крайнее нижнее положение, а на малых нагрузках и на холостом ходу, когда разрежение во впускной трубе значительно возрастает, он под влиянием этого разрежения поднимается вверх, перекрывая своим выступом выходное отверстие в корпусе, сообщающееся с трубкой 8. При этом отсос газов из картера значительно сокращается или совершенно прекращается.
Как показал опыт эксплуатации, клапанная система вентиляции картера двигателя ГАЗ-51 имеет следующие недостатки: 1. Малая эффективность очистки картера от паров бензина и отработавших газов при полных открытиях дроссельной заслонки и полных нагрузках в результате относительно незначительных разрежений во впускной трубе и повышенного пропуска газов при работе двигателя на этих режимах; образование в картере повышенных давлений, приводящих к течи масла через сальники и прокладки.
2. Значительные разрежения в картере во время работы двигателя при небольших открытиях дроссельной заслонки, приводящие к повышению пропуска газов поршневыми кольцами и проникновению в картер пыли. 3. Затрудненность пуска двигателя из-за чрезмерного обеднения горючей смеси добавочным воздухом, поступающим во впускную трубу из картера двигателя, так как клапан при этом, вследствие малых разрежений во впускной трубе, находится в своем крайнем нижнем положении, оставляя полностью открытым выходное отверстие в корпусе клапана, сообщающее картер со впускной трубой.
4. Быстрое засмаливание клапана и трубок из-за их небольшого сечения и, как следствие, нарушение действия всей системы вентиляции картера.
Бесклапанные схемы вентиляции картера двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 лишены этих недостатков, так как в них вытяжная ветвь присоединяется к системе всасывания не за дроссельной заслонкой, а перед ней. В результате этого эффективность действия вентиляции на всех режимах работы двигателя отличается постоянством и не зависит от положения дроссельной заслонки.
Обеднение горючей смеси при пусках двигателя с этими системами совершенно исключено. Не имеют при этом места также и чрезмерные разрежения в картере при работе на прикрытых дросселях и засмаливание трубок системы вентиляции ввиду их большого сечения.
На рис, 41 изображена схема открытой, бесклапанной вентиляции картера двигателя ЗИМ-12, действующая за счет разрежения в воздухоочистителе.
Пары бензина и отработавшие газы удаляются из картера по втяжной трубке 14, диаметром 22 мм, присоединенной к задней крышке клапанной коробки. Перед поступлением в переходную коробку 6 карбюратора и далее в карбюратор отработавшие газы и пары бензина проходят через сетчатый фильтр 8, очищаясь при этом от смолистых веществ, которые могут осаждаться на жиклерах карбюратора и насадках во
выпускной трубе нарушать нормальный процесс образования горючей смеси.
Для предотвращения отсоса через вентиляцию вместе, с клапанной коробки внутренней стороне задней крышки более крупном масштабе имеется маслоотражатель, изображенный в более крупном масштабе на этом же рисунке. Вместо удаленных через вытяжную трубку отработавших газов и паров бензина, в картер двигателя через специальный сетчатый фильтр 11, расположенный на маслоналивном патрубке поступает чистый воздух. Схема вентиляции картера двигателя М-20, представленная на рис. 42, действует за счет разности разрежений в двух точках глушителя шума всасывания, с которым картер сообщается двумя трубками: вытяжной 4 и приточной 8.
Вытяжная трубка 4, идущая от клапанной коробки, выведена в глушитель шума всасывания в точке более
сильного разрежения, чем приточная трубка 8. Кроме того, входящие в глушитель шума всасывания концы этих трубок имеют косые срезы.
При этом срез у трубки 4 совпадает с направлением потока просасываемого мимо него воздуха, а у трубки 3 направлен против потока.
В результате, у конца трубки 4, а следовательно и в самой трубке, создается разрежение под действием которого происходит удаление из картера паров бензина и отработавших газов, а у трубки 8 - напор воздуха, обеспечивающий непрерывное поступление в картер чистого воздуха.
Вентиляция картера двигателя ГАЗ-69 (рис.43) отличается от всех приведенных выше наибольшей простотой. Она действует за счет разности разрежений в двух точках воздушного фильтра, к которым подведены вытяжная и приточная трубки диаметром 19 мм. Вытяжная трубка 4, идущая от задней крышки клапанной коробки, соединяется с нижней частью воздушного фильтра 1 (зона больших разрежений), а приточная трубка 2 соединяет маслоналивной патрубок с верхней
частью фильтра (зона малых разрежений). Несмотря на свою простоту, вентиляция картера ГАЗ-69 обеспечивает эффективный отсос картерных газов в цилиндры двигателя, а также поступление чистого воздуха в картер двигателя в количестве достаточном для предотвращения образования в нем больших разрежений