При торможении на сухой дороге следует нажать на педаль сцепления и на педаль тормоза и снизить скорость до требуемой или совсем остановить автомобиль. На мокрой или покрытой льдом дороге во избежание заноса следует тормозить, не выключая сцепления.
При остановке автомобиля на продолжительное время следует поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затянуть ручной тормоз, выключить зажигание, а затем поставить рычаг в положение первой передачи или заднего хода.
Останавливая автомобиль около тротуара, нельзя подъезжать к нему вплотную, так как в этом случае легко можно повредить боковину покрышки, край обода колеса и колпак колеса-
Двигаться по скользкой дороге нужно очень осторожно. На скользкой дороге путь торможения автомобиля увеличивается в несколько раз. Всегда следует иметь перед автомобилем свободный участок для торможения, так как экстренное торможение может не дать нужного эффекта. Следует помнить, что заторможенный автомобиль на скользкой дороге теряет управляемость, так как передние колеса не катятся, а скользят (движутся юзом). Для сохранения управляемости при торможении можно на несколько секунд отпустить педаль тормоза, тогда передние колеса, прокатившись по дороге, направят автомобиль в нужном направлении.
В случае заноса автомобиля надо немедленно прекратить торможение и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.
На дорогах с крутыми спусками, а также при движении по скользкой дороге (зимой и летом) во избежание заноса автомобиля рекомендуется производить торможение двигателем. В этих случаях, в зависимости от дорожных условий, двигаются на третьей передаче или заблаговременно включают вторую и даже первую передачу и прикрывают частично или полностью дроссельную заслонку карбюратора.
При движении на очень крутых и затяжных спусках (например, на горных дорогах) нельзя непрерывно пользоваться ножным или ручным тормозами. При длительном применении этих тормозов сильно нагреваются накладки колодок и тормозные барабаны и резко снижается сила трения между ними.
Перегревшийся тормозной механизм, кроме недостаточного тормозящего действия, передает тепло ступице колеса, вызывая разжижение смазки. Разжиженная смазка может просочиться через сальниковые уплотнения и попасть на накладки тормозных колодок, что еще более снизит тормозящее действие.
Поэтому, спускаясь по затяжному уклону, необходимо заблаговременно включить подходящую по условиям притормаживания передачу.
При торможении двигателем не рекомендуется выключать зажигание, так как поступающие в цилиндры пары топлива при этом конденсируются и разжижают масло в картере. Кроме того, пуск теплого двигателя при наличии в его цилиндрах большого количества жидкого топлива затруднителен.
Экономия топлива при вождении автомобиля
На фиг. 3 показана зависимость расхода бензина от скорости движения автомобиля. Наименьший расход бензина соответствует скорости 35—45 км/час и составляет 7,5 л на 100 км пути. Следовательно, при движении по шоссе с такой скоростью запас хода автомобиля по топливу равен примерно 400 км. При движении с переменной скоростью по дорогам с различным покрытием расход бензина не должен превышать 9 л на 100 км, при этом запас хода по топливу составит около 350 км.
На дорогах с продолжительными уклонами и подъемами в случае хорошей видимости дороги рекомендуется использовать разгоны на спусках с выключением передачи в трансмиссии. Включать прямую передачу перед подъемом или на самом подъеме следует до того момента, пока скорость автомобиля не начнет заметно снижаться, так как запас мощности на прямой передаче при преодолении подъема с пониженной скоростью может оказаться недостаточным, что вызовет необходимость включения второй передачи.
Движение автомобиля по инерции (накат) можно применять и в городских условиях, но всегда в этих случаях надо ставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. При выключении сцепления во время движения по инерции выжимной подшипник сцепления излишне нагружается.
При продолжительном движении на первой и второй передачах, а также при частых интенсивных разгонах расход бензина повышается.
Преодоление препятствии и вождение автомобиля по пересеченной местности
Встречающиеся на дороге препятствия — неглубокие канавы, неровный ж. -д. переезд и пр. — следует преодолевать не наискось, а под прямым углом к рельсу, колее и т. д. во избежание излишних перекосов кузова и перегрузки работающей трансмиссии. Такие препятствия следует переезжать со скоростью не более 5 км/час.
При необходимости движения по грязным и разбитым грунтовым дорогам с широкой колеей надо избегать движения всеми колесами по колее. Если это невозможно, то нужно двигаться колесами одной стороны автомобиля (т. е. правыми или, левыми колесами) по колес, а колесами другой стороны на поверхности дороги. При движении следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить картер двигателя или не погнуть рулевую тягу. Повреждение картера двигателя может вывести из строя масляный насос, а сквозное повреждение картера приведет к быстрой потере масла. В обоих случаях дальнейшее движение станет невозможным.
Если колеса автомобиля забуксовали в грязи, следует немедленно прекратить буксование и попробовать раскачать автомобиль, попеременно включая первую передачу и задний ход и включая сцепление в такт раскачивающемуся автомобилю. Чтобы сильнее раскачать автомобиль, можно подталкивать его усилием хотя бы одного человека, так как при малом весе автомобиля эта помощь весьма ощутительна.
Если указанные приемы все же не приведут к положительному результату, то следует прибегнуть к мероприятиям, улучшающим сцепление покрышек шин с грунтом. К таким мероприятиям относятся:
подсыпание под покрышки песка, шлака, опилок и пр.;
подкладывание под покрышки прутьев, веток, ковриков и пр.;
подкладывание под покрышки досок или камней;
подкапывание грунта по направлению движения колес автомобиля.
Все указания относятся и к скользкой дороге. Покрытое па отдельных участках рыхлым снегом дорожное полотно, если глубина снега не превышает 200 мм, следует преодолевать без остановки, сделав предварительный разгон. В случае вынужденной остановки автомобиля на таком участке, надо подать автомобиль назад, а затем пробивать снег.
Следует предупредить о нежелательности применения на ведущих колесах цепей противоскольжения для повышения проходимости автомобиля. Движенце автомобиля с надетыми на ведущие колеса цепями противоскольжения происходит толчками, так как колеса вращаются неравномерно. Это приводит к появлению динамических нагрузок (ударов) в силовой передаче, которые могут вызвать поломку. Детали силовой передачи автомобиля Москвич по запасу прочности не рассчитаны на передачу повышенной силы тяги по сцеплению ведущих колес с грунтом.
На автомобиле Москвич можно преодолевать вброд мелкие реки, если глубина воды не превышает 500 мм и дно реки твердое. Перед переправой вброд необходимо снять ремень вентилятора, закрыть свечи, распределитель зажигания, стартер и генератор промасленными тряпками, одеждой, ковриком или чехлом от сиденья, вынуть маслоизмерительный стержень и плотно заткнуть пробкой (можно вырезать из дерева) отверстие в картере для стержня. Движение должно быть медленным и обязательно на первой передаче, под небольшим углом к направлению течения реки. Нельзя останавливать двигатель в воде, так как пуск его будет очень затруднен. Кроме того, остановка двигателя в воде вызовет поступление воды через сальники коленчатого вала в картер двигателя. Если вода все же проникла, что легко обнаружить по возросшему уровню масла, то следует немедленно заменить масло новым.
При преодолении брода (узкие речки) нельзя останавливаться, так как течение воды немедленно начнет размывать грунт под шинами. Погружение (засасывание) колес в грунт может сильно осложнить дальнейшее движение. По выходе из воды следует сразу же проверить работу тормозов. Если действие тормозов неэффективно, то нужно просушить накладки тормозных колодок путем притормаживания колес на пути примерно 1 км.
После продолжительного движения по грязной дороге и переезда речек вброд автомобиль должен быть тщательно вымыт, очищен от грязи и осмотрен снизу. Все детали шасси и ходовой части, имеющие пресс-масленки, должны быть промазаны.
Буксирование автомобиля
При необходимости буксирования автомобиля другим автомобилем следует пользоваться буксирным тросом длиной 5—6 м. При наличии троса диаметром не более 15 мм его конец, прикрепляемый к буксируемому автомобилю, пропускают в зазор между площадкой крепления балки передней оси к раме и балкой оси и охватывают балку петлей. При наличии троса диаметром более 15 мм его конец, прикрепляемый к буксируемому автомобилю, обвязывают (или обхватывают) вокруг балки передней оси на ее участке между наконечником-держателем шкворня и площадкой крепления оси к балке рамы. В обоих случаях трос крепят только с одной стороны балки передней оси.
В случае использования автомобиля Москвич в качестве буксирующего (чего, по возможности, нужно избегать) буксирный трос пропускают за сережки обеих рессор и крепят трос к автомобилю в виде треугольника.
При выполнении приведенных указаний исключается возможность повреждения передней и задней части кузова при буксировании. Совершенно недопустимо крепить буксирный трос к буферам (или к кронштейнам буферов) автомобиля, так как при этом неизбежны их повреждения.
Пользование светом фар
Основные правила пользования светом фар следующие: при движении по шоссейным дорогам со скоростью не выше 40 км/час следует пользоваться ближним светом, а при большей скорости движения — дальним. При разъездах с встречными автомобилями нужно обязательно переходить с дальнего на ближний или на свет стоянки. При движении по хорошо освещенным улицам города следует пользоваться только светом стоянки.
Заправка автомобиля
Заправка бензина. При заправке бензина необходимо применять только чистую посуду и воронку с мелкой сеткой. Рекомендуется предварительно фильтровать бензин через замшу, так как при этом задерживаются не только механические примеси, но к вода. Если заправка производится из бензоколонки, то рекомендуется вынимать сетчатый фильтр из горловины наполнительной трубы бака во избежание выплескивания бензина. Не следует допускать переполнения бака и заполнения его до уровня заливной горловины, так как бензин может попасть в багажное отделение.
Заправка масел. Заправлять масло в двигатель надо через воронку с сеткой. При этом необходимо следить за тем, чтобы оно не проливалось мимо воронки или маслонаполнитсльной горловины, так как пролитое масло попадает на стартер и его проводку с защитным чехлом. Масло разрушает резиновый чехол и нарушает надежность электрического контакта клемм проводов. Удаление пролитого масла очень затруднительно, вследствие чего происходит усиленное загрязнение двигателя и его оборудования.
При заправке маслами картеров коробки передач и заднего моста нужно следить, чтобы уровень масла не превышал отверстия контрольной пробки.
В картере рулевого механизма смазку менять не нужно. Через каждые 3000 км пробега автомобиля необходимо проверять наличие смазки, для чего отвинчивают пробку наливного отверстия в картере и осматривают витки червяка рулевого механизма, поворачивая рулевое колесо. Обильное смачивание смазкой витков червяка рулевого механизма указывает на достаточное количество смазки. В случае недостаточного количества смазки на витках червяка или отсутствия ее необходимо долить нужное количество масла, руководствуясь приведенным выше указанием для проверки.
Заправка водой. Воду нужно заливать из чистой посуды. Для предохранения системы охлаждения от попадания в нее каких-либо засоряющих частиц, содержащихся в воде, следует пользоваться воронкой с мелкой сеткой Применять для заправки воды посуду, употребляемую для заправки бензина или масла, нельзя.