Устройство заднего моста показано на фиг. 84.
Картер 9 заднего места представляет собой штампованную и сваренную из двух половин балку, к концам которой приварены два наконечника-фланца 4. В средней части картера с передней стороны имеется окно большого диаметра для установки картера главной передачи (редуктора) и крепления его на десяти болтах. С внутренней стороны картера это окно усилено приваренным фланцем 11. Противоположное окно в картере закрыто приваренным колпаком 13 с наливным отверстием, закрываемым пробкой 12. Отверстие для спуска масла находится в нижней средней части балки картера и закрывается пробкой 14.
К картеру приварены две подушки 18 для задних рессор и кронштейн 15 крепления тройника 16 для присоединения гибкого шланга и трубопроводов гидравлическиго привода тормозов.
Для предупреждения повышения давления воздуха (и паров масла) внутри картера заднего моста при его нагревании во время работы и возможного при этом появления течи масла через сальники ведущей шестерки и полуосей на верхней стенке картера установлен сапун (воздушный клапан) 17.
Уход за главной передачей и задний мостом
Уход за задним мостом заключается в периодической проверке уровня масла в его картере (после каждых 3000 км пробега) и доливке масла до уровня кромки наливного отверстия, а также в периодической (после 6000 км пробега) и сезонной сменах масла. При смене масла картер заднего моста должен быть промыт жидким минеральным маслом, например веретенным марки 2. Кроме того, требуется регулярная набивка и подвертывание крышек колпачковых масленок подшипников полуосей (подшипников колес).
К операциям ухода относятся также проверка и подтяжка ослабевших резьбовых соединений, периодическая прочистка сапуна и при необходимости регулировка натяга подшипников и зазора в зацеплении шестерен главной передачи.
Необходимо систематически проверять плотность посадки Ступиц задних колес (ступиц — тормозных барабанов) на конусах полуосей.
Фиг. 85. Рессорная подвеска задних колёс.
При появлении осевого зазора ступицы следует немедленно плотно затянуть и зашплинтовать гайку на конце полуоси. Необходимо следить за плотностью затяжки гайки крепления фланца ведущей шестерни. Гайка должна быть прочно затянута и надежно закреплена от проворачивания замковой шайбой. Слабая затяжка гайки или ненадежное ее крепление замковой шайбой может привести к поломке зубьев шестерен главной передачи.
Неисправности главкой передачи и заднего моста
Возможной неисправностью заднего моста, возникающей при эксплуатации автомобиля, может быть течь масла через сальник ведущей шестерни.
При появлении течи масла через сальник (кожаный или резиновый) ведущей шестерни главной передачи следует проверить правильность его посадки в гнезде картера редуктора (до упора), состояние уплотнительного пояска и интенсивность течи. Если течь при правильной установке сальника и при внешнем удовлетворительном его состоянии мала (имеются лишь подтеки), то сальник заменять не следует. При дальнейшей эксплуатации течь обычно прекращается. Однако за таким сальником нужно установить наблюдение и только в случае увеличения течи масла (непрерывное падение капель) произвести замену.
Для замены сальника необходимо разъединить фланец вилки карданного шарнира и фланец ведущей шестерни, отогнуть замковую шайбу, отвернуть гайку крепления фланца на шлицах ведущей шестерки и снять фланец. Изношенный сальник из гнезда картера редуктора удаляют с помощью отвертки или крючка из толстой стальной проволоки.
Новый сальник запрессовывают в гнездо картера редактора с незначительным усилием. Рекомендуется пользоваться при этом простейшей оправкой, нанося по ней легкие удары молотком. При отсутствии оправки следует использовать деревянный брусок, который равномерно переставляют по окружности обоймы сальника.
Перед запрессовкой сальник смачивают в масле, применяемом для заправки картера заднего моста.