Двигатель "Запорожца" не имеет маслоотражательных колпачков на втулках клапанов, в связи с этим возможен повышенный расход масла, особенно на старом двигателе. Еще в процессе разборки двигателя я обнаружил, что впускные каналы в районе клапанов (ниже направляющих втулок по ходу смеси) почти наполовину (!) перекрыты толстым слоем нагара и маслянистых отложений, а на тюльпане клапана толщина слоя нагара была чуть ли не 2 мм. Естественно, ни о мощности, ни об экономичности, ни о пусковых качествах говорить не приходится. Износ двигателя, как возможная причина, был исключен сразу: пробег двигателя составлял чуть более 40 тысяч км, после рассухаривания клапанов и осмотра поверхностей трения никакого криминала тоже не обнаружилось. Объясняется все просто. Во впускном канале при работе двигателя образуется разрежение, которое на отдельных режимах (принудительный холостой ход) может достигать 600 мм ртутного столба. В то же время под клапанной крышкой давление несколько больше атмосферного. Естественно, что при таком перепаде давления даже маленького зазора между клапаном и направляющей втулкой достаточно, чтобы масло подсасывалось во впускной канал. Помимо вышеописанных, у этого явления есть еще неприятные эффекты: попадание масла в камеру сгорания, обильное нагарообразование и повышенное содержание CO и CH в выхлопных газах. Я также наблюдал сизый дым из выхлопных труб и заброс маслом свечей зажигания (поршневые кольца были явно не при чем).
Для установки маслоотражательных колпачков на двигатель необходимо произвести следующее:
- Выпрессовать из головки старые направляющие втулки, предварительно разогрев ее до температуры 200...220 0С с помощью молотка и специальной оправки (чертеж имеется в руководстве по ремонту "Запорожцев"). Если втулки изношены или имеют повреждения, их необходимо заменить.
- Со стороны коромысла втулку необходимо укоротить на 3.5...4 мм, в противном случае тарелка клапана может упереться в маслоотражательный колпачок. Операцию проводить на токарном станке, желательно, чтобы он имел поперечную подачу резца. Глубина резания - не более 0.7 мм, подача резца - не более 0.04 мм/оборот.
- С этой же стороны на втулке протачивается цилиндрический участок длиной 6.2+0.1 мм, диаметром 10.9-0.1 мм. На торце втулки снимается фаска 0.3...0.5 мм под углом 450. Подача резца - не более 0.025 мм/оборот, глубина резания - 0.5 мм, при окончательных проходах - 0.1...0.2 мм.
- После дообработки втулки следует запрессовать в головку. Предварительно необходимо нагреть ее до температуры 200...220 0С. При запрессовке следует использовать оправку, применяемую для аналогичной операции на двигателях ВАЗ ("запорожская" не годится).
- Вставить клапан и произвести его притирку.
- С помощью оправок, применяемых для ВАЗовских двигателей надеть колпачок вначале на клапан, затем напрессовать на втулку легкими уларами молотка. Обязательно проследить за тем, чтобы колпачок сел на втулку без перекоса. Сами колпачки лучше всего применять фторкаучуковые, у меня установлены от ВАЗ-2108 (все вышеперечисленные размеры - под них).
- Дальнейшая сборка головок не отличается от серийных.