УСТРОЙСТВО Коробка передач (рис. 117 и 118) — механическая двухвальная , трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад. Передаточное число I передачи —3,8, II —2,118, III —1,409, IV —0,964, понижающей передачи — 7,2 и передачи заднего хода — 4,156.
Ведущим является вал 26 (рис. 117) и имеющий с ним шлицевое соединение вал промежуточный 21, па которых находятся все ведущие шестерни передач:
I передачи и передачи заднего хода (этой шестерней является сам вал 26, зубья которого находятся в зацеплении с ведомой шестерней 34 I передачи), а также с промежуточной ведомой шестерней передачи заднего хода 25 (рис. 118); II передачи (этой шестерней является сам промежуточный вал 21 (рис. 117), зубья которого находятся в зацеплении с ведомой шестерней 39II передачи );
III передачи 18 , находящейся в зацеплении с ведомой шестерней 41 III передачи;
IV передачи 12, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней 43 IV передачи;
понижающей передачи 8, имеющей с валом 21 шлицевое соединение и находящейся в зацеплении с одним из венцов блока шестерен 47 понижающей передачи. Ведомым валом коробки передач является ведущая шестерня 29 главной передачи переднего моста, на валу которой находятся все упомянутые выше ведомые шестерни передач. Передаточное число главной передачи — 4,125. Ведомая шестерня главной передачи установлена на дифференциале, передающем крутящий момент от коробки передач на полуоси. В I , II , III и IV передачах одна из пары шестерен при выключенной передаче с валом жесткой связи не имеет, а свободно вращается на подшипнике (на промежуточном валу на подшипниках 16 вращаются шестерни 18 и 12, а на ведомом — шестерни 34 и 39). Таким образом, при выключенной передаче ведущий и ведомый валы коробки передач вращаются друг от друга независимо: ведомый вал вращается колесами движущегося автомобиля через колесные редукторы, полуоси и дифференциал, а ведущий — двигателем (при включенном сцеплении). При включенных передаче и сцеплении в движущемся автомобиле ведущий вал передает крутящий момент двигателя па колеса пли наоборот, при принудительном холостом ходе двигателя (торможении автомобиля двигателем) передает крутящий момент колес на двигатель.
Ведущий и ведомый валы коробки передач от осевого перемещения удерживаются:
вал 26 — установленным на наружной обойме подшипника 9 упорным кольцом 23 и крышкой 24, закрепленной двумя болтами 25;
промежуточный вал 21 — установленным на наружной обойме подшипника 9 упорным кольцом 23 и переходной пластиной 45; ведомый вал (шестерня ведущая главной передачи) 29—фланцем наружного кольца подшипника 33 и крышкой 27, закрепленной четырьмя болтами 28 с пружинными шайбами 71. Ось 30 (рис. 118) шлицевого вала 28 посажена в стенки картера с переходом от максимального зазора 0,012 mm к максимальному натягу 0,019 mm . Диаметр оси в стенке картера со стороны паза на 0,04 mm больше остальной части. Дополнительно от осевого перемещения ось удерживается усом крышки 24 (рис. 117), входящим в паз оси. Включить I , II , III и IV передачу — это значит связать жестко с валом ту из пары шестерен передачи, которая в выключенном положении вращается на подшипнике. Для этого на ведомом валу установлено специальное устройство (синхронизатор) для включения I и II передач, а на ведущем валу — для включения III и IV передач (узел с муфтой 15).