Генераторная установка ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Автомобиль оборудован генераторной установкой переменного тока, состоящей из генератора Г-501 (или Г-502, см. стр. 212), селенового выпрямителя В-310, реле-регулятора РР-310 и реле бло­кировки РБ-1.

Применение генераторной установки переменного тока гаран­тирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока).

Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической машиной. Крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора: 1 - винт, 2 - шайба, 3 - колпак, 4 - болт, 5 - направляющий аппарат, 6- вентилятор, 7 – генератор.
Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вен­тилятора и крепится к нему тремя болтами 4. Привод генератора осуществляется  от  шкива вентилятора.

Генератор состоит из статора, ротора с контакт­ными кольцами, крышки со стороны контактных колец с фланцевым креп­лением, крышки со сторо­ны привода и щеткодер­жателей со щетками. В крышках установлены два подшипника 180503С10 закрытого типа, имеющих качественную  смазку, обеспечивающую     длительную работу без добавления и замены смазки. Со стороны щёток генератор закрыт  колпаком  с  вен­тиляционным патрубком и резиновой втулкой для проводов.

От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая крепится к генератору винтами /. Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспе­чивающие свободное вращение генератора с направляющим аппа­ратом относительно колпака.

Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы гене­ратора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправ­ность генераторной установки по контрольной лампе на панели приборов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЕ

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания

Необходимо проверить исправность цепи контрольной лампы от замка зажигания до клеммы ЛК реле блокировки, для чего включить зажигание и замкнуть клемму ЛК с массой авто­мобиля. Если при этом лампа не загорается, следует проверить провода, надежность соединения наконечников и саму лампу. Если при замыкании лампа загорается, причину неисправности следует искать в реле блокировки (проверить состояние контак­тов реле).

Контрольная лампа не гаснет после заводки двигателя

1. Проверить    натяжение    ремня    привода    генератора    (венти­лятора).

2. Необходимо убедиться в исправности цепи включения реле блокировки.

В первую очередь следету проверить целость и надежность подсоединения приводов, идущих от клемм реле блокировки со зна­ком ~ . Затем при включенном зажигании подвести напряжение 12 в от аккумулятора к клеммам со знаком ~ реле блоки­ровки, отсоединив предварительно от них провода. Проверить следует несколько раз, меняя полярность напряжения.

При подключении напряжения, контакты реле блокировки долж­ны размыкаться, что определяется по щелчку, а контрольная лам­па — гаснуть. Если контакты не размыкаются, то дефект заключа­ется в неисправности блокировочного устройства (обрыв катушки реле, ее выводов или неисправность полупроводниковых диодов). Устранить неисправность можно либо в специальной мастерской, либо заменой реле блокировки

В случае, если реле срабатывает, но контрольная лампа продолжает гореть, это указывает на замыкание провода от кон­трольной лампы к клемме ЛК реле блокировки.

3.    Проверить   генератор,   для   чего   прежде   всего   необходимо убедиться в наличии тока в цепи возбуждения.

Для этого провод, идущий от обмотки возбуждения генератора.

отсоединить от клеммы Ш реле регулятора и кратковременно прикоснуться к клемме Б реле-регулятора (двигатель не рабо­тает, зажигание выключено). Если при этом появляется небольшая искра, то цепь возбуждения исправна. Такое же искрение должно, быть и на клемме Ш реле-регулятора при включенном зажига­нии, что указывает на исправность реле включения, токовой обмот­ки регулятора и нормальное состояние контактов регулятора на­пряжения.

Отсутствие искрения на клемме Б указваеты (если не по­врежден провод от клемым Ш гераторане к реле-регулятору) на нарушение контакта между щетками и контактными кольцами генератора или на отпайку выводов катушки возбуждения от колец.

4. Если обмотка возбуждения исправна, необходимо убедиться в наличии напряжения на фазах генератора. Для этого при рабо­тающем на оборотах холостого хода двигателе к фазным проводам, идущим от генератора (красного цвета), поочередно (между ними) кратковременно подключить 12-вольтовую лампочку. Отсутствие накала лампочки указывает на неисправность фазных обмоток или обрыв выводов.

Для проверки проводов их следует отсоедьинит от соединитель­ной панели.

Контрольная лампа работает нормально, но аккумулятор разряжается

Признаки разрядки, слабо прокручивается или не включается стартер, при этом снижается или совсем пропадает накал включен­ных ламп; слабый свет фар.

1. После проверки целости проводов и надежности соединений на аккумуляторной батарее, стартере, реле-регуляторе и выпрями­теле необходимо проверить исправность выпрямителя.

Внешним осмотром необходимо убедиться в отсутствии обрыва соединительных шин и надежности соединений в местах пайки. Обгорание селенового слоя пластин указывает на пробой выпря­мителя и необходимость его замены.

При отсутствии указанных дефектов нужно отсоединить про­вода от клеммы Б реле-регулятора, замерить вольтметром по­стоянного тока напряжение между клеммой Б и массой (на­пряжение должно быть 12—15 в). Проверка производится при работающем двигателе на оборотах холостого хода.

2. Проверить реле-регулятор на правильность установки регу­лируемого напряжения, для чего следует подключить к клемме Б и массе вольтметр. При работе двигателя на оборотах выше средних напряжение должно быть 13,8—14,8 в. Если напряжение занижено, необходимо отрегулировать регулятор напряжения путем натяжения пружины регулятора напряжения. Если при замере напряжение резко уменьшается при повышении оборотов двигателя, это указывает на нарушение добавочного сопротивления регуля­тора напряжения. Контрольная лампа работает нормально, но аккумуляторная батарея перезаряжается Признаки перезарядки: быстрое выкипание электролита во всех банках батареи, поверхность батареи покрывается белым налетом.

Следует убедиться в исправности аккумулятора — отсутствии замкнутых банок. Если аккумулятор исправен, следует подрегули­ровать регулятор напряжения путем ослабления пружины регуля­тора напряжения. Если снизить напряжение регулировкой не удает­ся, это указывает на обрыв обмотки регулятора напряжения.