Регулятор смонтирован в раструбе крышки моторного отсека.
Автоматический регулятор температуры двигателя1— пружина; 2 — раструб крышки моторного отсека, 3 —заслонка. 4 — крышка моторного отсека 5 — тяга, 6 — шток направляющий 7 — термостат; 8—болт крепления термостата, 9 — уплотнитель 10 — направляющий аппарат вентилятора.
Пружина служит для выбора зазоров в шарнирных сочленениях терморегулятора, а также для автоматического открывания заслонки в случае выхода термостата из строя.
Регулирование теплового состояния двигателя производится автоматически заслонкой и термостатом.Когда двигатель холодный, термостат сжат, а заслонка перекрывает выход воздуха наружу.
После пуска двигателя еще холодный воздух, омывая термостат, не выходит наружу, а перепускается через отверстие в раструбе обратно в моторный отсек.Схема работы регулятора температуры двигателя:
а) — положение заслонки и путь воздуха при работе еще холодного двигателя; 6) — положение заслонки и путь воздуха при хорошо прогретом двигателе во время движения.По мере нагрева воздуха термостат расширяется и, воздействуя на заслонку, поворачивает ее.
Перепускное отверстие в раструбе постепенно закрывается, а нагретый воздух выходит наружу.
В зависимости от температуры выходящего воздуха заслонка может иметь ряд промежуточных положений, тем самым поддерживая нормальную температуру двигателя при температуре окружающего воздуха не ниже — 10—15°СПри более низкой температуре рекомендуется принимать меры,
ограничивающие вход холодного воздуха в мотоотсек, прикрывая часть входных щелей снаружи или отверстия внутри, так как даже полное закрытие выходного отверстия заслонкой не обеспечивает надлежащую температуру двигателя и он остается переохлажденнымВ процессе эксплуатации необходимо следить за исправностью
термостата, целостью возвратной пружины, за полным открытием заслонки и отсутствием заеданий или задеваний ее о стенки раструба.Проверку работы регулятора следует производить летом во время длительного движения при хорошо прогретом двигателе. Когда двигатель будет хорошо прогрет, следует остановить автомобиль, выключить двигатель, быстро выйти из него и, не открывая капота, посмотреть в окно для выхода воздуха; окно должно быть полностью открыто заслонкой
В случае неполного открытия окна заслонкой (кромка заслонки выступает за пределы раструба более чем на 4—5 мм) следует устранить неисправность Убедившись, что заслонка полностью открыта, проследить за тем, как термостат, сжимаясь, закрывает заслонкой окно.Если при холодном двигателе (при отсутствии заеданий заслонки и шарниров регулятора) термостат не сжимается и не закрывает заслонкой окно, термостат следует считать неисправным, его необходимо заменить.
До замены термостата заслонку необходимо закрепить в открытом положении.В случае замены термостата или повышенного износа шарниров регулятора необходимо произвести регулировку полного закрытия окна заслонкой, которая производится путем вращения термостата от руки при отпущенном на 3—4 мм болте крепления термостата.
Для увеличения срока службы трущихся деталей регулятора и плавной его работы рекомендуется через каждые 1000 км пробега смазывать шарниры регулятора моторным маслом (1—2 капли на шарнир).