На протяжении срока службы двигателя, начиная с момента обкатки, расход масла не остается постоянным. Постепенно снижаясь за период обкатки, расход масла обычно стабилизируется после пробега 2000 — 3000 км, а иногда 5000—8000 км и не превышает при этом 80 г на 100 км пути. К моменту, когда пробег автомобиля приближается к 60 000—80 000 км, расход масла начинает постепенно возрастать.
Двигатель должен быть снят с автомобиля для ремонта, если расход масла превышает 200 г на 100 км пути.В связи с этим важно своевременно и правильно определять расход масла.
Если вы заметили, что у двигателя вашего автомобиля наблюдается повышенный расход масла, то прежде, чем делать какие-то серьезные выводы и приступать к замеру расхода масла, убедитесь в отсутствии подтекания масла через прокладки поддона картера, крышки головки цилиндров, крышки цепного привода механизма газораспределения, через уплотнение между корпусом и крышкой полнопоточного фильтра и через передний или задний сальник коленчатого вала. Подтекание масла может возникнуть и через привод прерывателя-распределителя. Если вы обнаружили подтекание , то подтяните болты, винты и гайки крепленияподдона картера и крышек (при подтяжке болтов крышек соблюдайте осторожность, чтобы не сорвать резьбу). Одновременно очистите систему отсоса картерных газов в воздушный фильтр — набивку фильтрующего элемента в крышке маслоналивной горловины, шланг. Если на двигателе стоит карбюратор К-126Н, то в воздушном фильтре необходимо прочистить кольцевую полость, находящуюся в нижней его части. Если после этого подтекание масла все-таки продолжается, то необходимо заменить соответствующие прокладки, сальники, а на корпусе прерывателя-распределителя — уплотнительное резиновое кольцо.
Если после полного устранения подтекания масла из двигателя расход масла остается большим, то приступайте к замеру расхода масла, предварительно приготовив весы. Лучше всего совместить начало замера расхода масла с очередной заменой масла в двигателе.Эксплуатационный расход масла (угар) на 100 км пробега определяют по формуле
q = 100( Q 1 - Q 2 + Q 3 ) /L, г /100 км,
где Q 1 — залитое в картер масло, г; Q 2 — слитое из картера масло, г; Q з — долитое свежее масло между его сменами, г; L — пробег между двумя сменами, км.
При очередной смене масла вы записываете показания одометра и массу залитого в двигатель масла. При эксплуатации записывайте массу доливаемого масла. При последующей смене масла взвесьте сливаемое масло и вновь зафиксируйте показание одометра. Во избежание ошибок при определении массы сливаемого масла температура масла перед сливом должна быть не ниже 60°С, а при сливе масла нужно выждать не. м енее 10 мин.При необходимости определить расход масла за более короткий период времени можно ограничиться пробегом 200 км (не менее) при режиме равномерного движения со скоростью 50—60 км/ч.
Если замер показал, что эксплуатационный расход масла недопустимо высок,, необходимо для ремонта двигателя обратиться на СТО, так как устранение причин повышенного расхода масла связано с разборкой двиганотеля. Причинами повышенного расхода масла могут быть: потеря упругости резиновых уплотнительных колец, установленных в тарелках клапанных пружин, в результате чего не обеспечивается необходимое уплотнение стержня клапана; чрезмерный износ стержней клапанов и направляющих втулок для них; закоксовывание или заполнение масляными отложениями прорези маслосъемных колец; износ или закоксовывание поршневых колец или их поломка; чрезмерный износ юбок поршней и канавок под поршневые кольца.