В тяжелых мотоциклах приходится часто регулировать двигатель на синхронность работы цилиндров. Результаты не всегда получаются удовлетворительными, поскольку частоту коленвала приходится определять косвенно, по спидометру с включением передачи. Заднее колесо при этом вывешивается, но возникают нежелательные ударные нагрузки на детали двигателя и трансмиссии, а стрелка спидометра все время колеблется.
Эти недостатки уменьшатся, если вывести заднее колесо из зацепления с главной передачей. Отверните гайку и стопорный винт оси, сдвиньте колесо, когда мотоцикл стоит на центральной подставке. Затем снимите его с подставки и регулируйте карбюраторы в обычном порядке.
Еще лучше воспользоваться для регулировки автомобильным тестером ТОР-01, который точно измерит обороты без включения передачи, а значит и без вывешивания или сдвигания колеса.
В карбюраторах К-62 и К-63 на тяжелых мотоциклах часто теряют герметичность пластмассовые поплавки. Если не удается отремонтировать поплавок с помощью клея или паяльника, отрежьте половину поплавка, а в оставшуюся часть плотно вставьте пробку (из пробкового дерева) или кусочек пенопласта.
В процессе ремонта мотоциклов «Урал» или «Днепр» приходится снимать коробку передач, не демонтируя двигатель. Обратная установка ее затруднительна из-за необходимости взаимно ориентировать вал коробки с дисками сцепления по шлицам и шток выключения сцепления с нажимным диском.
Дело упростится, если пропилить паз под отвертку на торце штока выключения сцепления со стороны наконечника. Это даст возможность при установке коробки с помощью отвертки выполнять соединения последовательно: сначала «вал-диски», затем «шток-нажимной диск».
Если в мотоцикле с 12-вольтовым электрооборудованием вышла из строя катушка зажигания, ее можно заменить автомобильной Б115, имеющей дополнительный резистор. Здесь целесообразно поставить и трех-позиционный тумблер, разместив его под баком. Пуск двигателя облегчается и возможен даже при напряжении 6,5—7 В, так как ток через контакты тумблера поступает непосредственно на катушку зажигания, минуя дополнительный резистор. При уже работающем двигателе рычажок тумблера переключаем в противоположную сторону, и дополнительное сопротивление включается последовательно с катушкой. Среднее нейтральное положение рычажка разрывает цепь питания катушки зажигания. Таким образом тумблер является и противоугонным устройством.
Если не удается приобрести аккумуляторную батарею 6 МТ-9 для мотоцикла ИЖ-Ю4К, попробуйте заменить ее батареей, составленной из 12 сухих батареек 3336 — по три штуки последовательно в четырех параллельных цепях.
Если на мотоциклах ИЖ, ЯВА или 43 с 12-вольтовым электрооборудованием отказало реле напряжения (батарея сильно перезаряжается или, наоборот, не заряжается), его временно можно заменить лампой накаливания. Для этого на ЯВЕ или 43 необходимо отсоединить от реле-регулятора провода с маркировкой «Д + » и «Д» и соединить их между собой через обычную лампу 12 В, 8—10 Вт. Поскольку у лампы нелинейное сопротивление, достигается довольно сносная регулировка бортового напряжения. Это позволяет уверенно добраться до места, где реле можно отремонтировать или заменить новым.
На ИЖах от блока БПВ-14-10 отсоедините провод, обозначенный на схеме «-XI», и через лампу соедините его с «массой».
С такой переделкой можно ездить, и довольно долго. Важно помнить, что лампа — не реле напряжения, поэтому во избежание повреждения батареи и потребителей следует избегать движения с большими оборотами, чтобы напряжение не поднималось свыше 14,5 В.
Для облегчения пуска двигателя ЯВЫ-638 в холодную погоду (если не помогает устройство для обогащения смеси в карбюраторе) полностью отпустите дроссельную заслонку, отворачивая упорный винт. После пуска и прогрева двигателя возвратите винт в прежнее положение.
Хороший эффект дает и другой способ. Включите пусковое устройство, закройте пальцем дренажное отверстие поплавковой камеры карбюратора, несколько раз нажмите на педаль кик-стартера, затем включите зажигание. Как правило, двигатель начинает работать после первой попытки.
Владельцам тяжелых мотоциклов иногда приходится эксплуатировать аккумуляторные батареи, потерявшие часть емкости, поскольку приобрести новые — проблема. Отсюда трудности при пуске двигателя.
Чтобы облегчить процесс пуска при слабом аккумуляторе, замените 12-вольтовую катушку Б 204 на 6-вольтовую Б 201.
Если на мотоцикле ЯВА или 43, имеющих 6-вольтовое электрооборудование, отказал реле-регулятор и не удалось приобрести нового штатного, вместо него можно применить реле-регулятор РР-1, предназначенный для мотоциклов ИЖ.
Установив его на то же место, но просверлив новые отверстия для крепления, подключите РР-1 следующим образом. Выводы «Д» и «М» на генераторе теми же проводами соедините соответственно с клеммами «Ш» и «Я» реле (от последней идет также провод к контрольной лампе). Провод от аккумуляторной батареи подсоедините к клемме «Б» реле, от которой другой провод идет на зажим «30» замка зажигания. Дополнительным проводом соедините клемму «М» реле с корпусом генератора для обеспечения надежной «массы».