Неэтилированные бензины обычно обесцвечены. Исключение составляет неэтилированный бензин термического крекинга, который может иногда быть желтым, если в нем содержаться смолистые вещества.
Этилированные бензины специально окрашивают в следующие цвета - А-76 - желтый, АИ-93 - оранжево-красный, АИ-98 - синий, А-66 - зеленый и А-72 - розовый.
Бензин хорошего качества должен быть прозрачным. Мутность свидетельствует об эмульсионной воде или механических примесях.
Содержание тяжелых примесей можно определить с помощью чистой белой бумаги. Капните каплю бензина, слегка подуйте на нее. Автобензины испаряются быстро и без остатка или оставляют пятно, которое после небольшого подогрева исчезает полностью. Керосин же почти не испаряется с бумаги и оставляет жирное пятно.
О содержании смол в бензине можно судить по тесту со сферическим часовым стеклом. Поместите на него один милилитр бензина и подожгите.Сгорая он оставит на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца беловатые, значит, бензин безсмольный или малосмольный, желтая или коричневая окраска следа указывает на содержание в бензине смол.
По диаметру внешнего кольца (мм) можно определить примерное содержание смол (мг/100 мл): 5 мм - 9-10 (мг/100мл); 10 мм - 13-13 мг; 15 мм - 14-15 мг; 25 мм - 17-18 мг; 30 мм - 19-21 мг. Допускают 7-15 мг смол на 100 мл для разных марок. В этом случае обеспечена длительная работа двигателя без заметного образования смол и нагара. Если же содержание смолитсых веществ превышает норму в два раза, то моторесурс двигателя снижается на 20%.
По следам на стекле можно судить и о других примесях. Бензин с примесью дизельного топлива или масел сгорает не полностью и оставляет на поверхности стекла мелкие капли. Благодаря ароматическим углеводородам и бензолу в остатках, на стекле можно заметить мелкие включения сажи.