Пожалуй нет в наши дни более известного и популярного компактного средства передвижения, чем мопед и скутер. Удобство его в городских условиях сложно не заметить, поэтому он и обрёл свою непреходящую популярность в среде молодёжи и других вечно спешащих людей. Стоит заметить, что во многом именно благодаря мопеду люди эти всё-таки успевают по своим делам.
История такого средства передвижения как “мопед” началась ещё на заре машиностроения, когда абсолютное большинство горожан предпочитали пользоваться конными повозками, а не механическим транспортом. Уже тогда определились основные характеристики мопеда как маломощного двухколёсного транспортного средства, рассчитанного на одного пассажира. В те времена мопеды привлекали потребителей, в первую очередь, своей дешевизной относительно автомобилей, позволить которые себе могли только очень состоятельные люди. Тогда мопеды и мотороллеры стали быстро распространяться среди населения рабочих кварталов Европы: простые люди быстро оценили все их достоинства и преимущества, которые были просто несравнимы с характеристиками используемых ранее велосипедов.
Кстати о определении. Мопед - это, по сути, “моторизированный велосипед” - от туда и название. От мотоциклов и скутеров, мопед отличают: двигатель объемом не более 50см?, максимальная скорость не более 50 км/ч, отсутствие возможности переключения передач и педальный привод (как у велосипеда). Исходя из того, что мопед развивает значительно меньшую скорость (нежели автомобиль или мотоцикл) - на дороге ему место только у правого края дороги (как велосипедам). В последствии мопеды все же обзавелись переключателем передач (что значительно улучшает ходовые качества), а мопеды “без передач” стали называться “мотовелосипеды” (примеры: Зиф, Кроха, Рига-13).
Так вот подъём в техническом развитии мопедов начался во время Второй мировой войны, когда разработкой заинтересовались военные. Удобное компактное средство передвижения, не требующее для ремонта каких-либо специальных технических знаний и навыков, активно использовалось армиями США и Великобритании во время десантов.
После войны центр мопедостроения сместился в Японию, где Соичиро Хонда впервые начал устанавливать на велосипеды двигатели объёмом 50 кубических сантиметров и мощностью 1 л. с. Новое транспортное средство быстро раскупалось жителями Страны Восходящего Солнца, а вскоре мопеды Honda стали известны и за рубежом. Японские мопеды покупались и в Китае, и в Соединённых Штатах, и в Европе, вскоре во многих странах начало развиваться собственное производство. Однако мопеды из Японии по-прежнему оставались своего рода эталоном качества и технического развития.
Вскоре на мировом рынке появились и китайские мопеды, ранее востребованные лишь на внутреннем рынке. Стремительно развиваясь, технология постепенно всё больше и больше соответствовала современным представлениям о городском индивидуальном транспортном средстве. Сейчас китайские мопеды Viper справедливо считаются одними из лучших по сочетанию цена – качество, на которое чаще всего и обращают внимание покупатели. Популярностью пользуются и мопеды Дельта, отличающиеся потрясающей долговечностью.
Естественно, что мопеды строили и во второй по мощи стране в мире – в Советском Союзе. Каждый подросток на протяжении всей послевоенной истории с вожделением смотрел на мопеды Рига, считавшиеся наилучшими. Купить новый мопед было достаточно сложно по причине постоянного дефицита, и позволить их себе могли лишь люди, приближённые к местной «торговой власти», поэтому в большинстве случаев покупались мопеды б/у. Стоит однако, справедливости ради, заметить что качество продукции было на высоком уровне, будь то мопеды Карпаты или Рига, выпускавшиеся на разных заводах.
Современный мопед плавно эволюционировал в скутер, и представляет теперь собой двухколёсное средство передвижения, оборудованное двигателем от 50 до 250 см? и развивающее скорость, как правило, до 80 километров в час. В большинстве стран мира для управления мопедом не требуется прав, достаточно достигнуть шестнадцатилетнего возраста и можно не ограничивать себя в передвижении. Скутеры оборудованы вариатором (вместо ступенчатой коробки передач), что делает ход мягким и не требует отвлекаться на переключение передач во время движения.
В условиях города современный мопед признаётся наиболее практичным средством передвижения, так как для него отсутствуют проблемы пробок и парковки. Маленький и лёгкий (мопеды Delta, например, весят до 50 килограмм) мопед стал именно тем выходом из ситуации перегруженных дорог, который долгое время пытались найти. Благодаря своим очевидным преимуществам они с каждым годом завоёвывают всё большую и большую популярность, приобретая новых поклонников разных возрастов и профессий. Уже никого не удивишь старушкой, едущей за покупками на мопеде, или менеджером, паркующимся возле офиса максискутер. Это говорит о том, что мопед (скутер) сегодня по-настоящему популярен, и кроме того, постоянно совершенствуется и улучшается.