Конструкция двигателя Иж П-5
Конструкция двигателя совместно с муфтой сцепления и коробкой передач и общий вид двигателя показана на рисунке, Подробно конструкция узлов и деталей показана на каталожных (подетальных) рисунках, а обозначения деталей и узлов и их применяемость приведены в соответствующих таблицах.
Цилиндр двигателя состоит из алюминиевой рубашки с охлаждающими ребрами, впускными и выпускными фланцами крепления соответствующих патрубков, армированной чугунной гильзы с окнами, алюминиевых заглушек, оформляющих перепускные каналы, и деталей крепления. Цилиндр по внутреннему диаметру гильзы имеет четыре размерные группы, соответственно которым изготовляются поршни. Новый цилиндр и поршень подбираются из одинаковых групп. При замене поршня допускается установка его из следующей группы (большего диаметра). Овально-бочкообразный поршень без поршневых колец должен перемещаться в цилиндре под давлением собственного веса, а поршень с разрезной юбкой и поршневыми кольцами — с усилием 3—8 кг.
Головка цилиндра из алюминиевого сплава имеет охлаждающие ребра, сферической формы камеру сгорания, резьбовые отверстия для установки свечи зажигания и декомпрессора.
Поршень литой из высококремнистого с малым коэффициентом теплового расширения алюминиевого сплава с тремя поршневыми кольцами и отверстиями с канавками в бобышках для установки поршневого пальца и стопорных колец. Применяются поршни как с разрезной юбкой, так и цельные с овально-бочкообразной рабочей поверхностью.
Коленчатый вал предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное и состоит из чугунных маховиков с запрессованными полуосями, пальца кривошипа, шатуна с роликовым подшипником и разделительными шайбами. Подшипником между шатуном и поршневым пальцем служит бронзовая втулка.
Картер является основанием, на котором и в котором собираются детали двигателя, муфты сцепления и коробки передач. Состоит картер из нескольких функциональных деталей, отлитых из алюминиевого сплава. С целью обеспечения соосности отверстий под подшипники коленчатого вала и валов коробки передач обрабатываются в сборе половины и крышки картера. Поэтому применение деталей картера от разных двигателей (при ремонте) недопустимо.
Непосредственное функциональное отношение к двигателю в картере имеет кривошипная камера, в которой на подшипниках качения установлен коленчатый вал. Так как кривошипная камера участвует в рабочем цикле двигателя как продувочный насос, она должна быть герметизирована. Это обеспечивается качественной сборкой половин картера по плоскостям соединения и сальниками (манжетами) коленчатого вала.
Правый сальник защищает кривошипную камеру от проникновения воздуха из полости генератора, а левый - воздуха и масла из полости моторной передачи и коробки передач. Выходной конец вторичного вала коробки передач также уплотнен резиновым сальником. Остальные отверстия валов коробки передач заглушены специальными заглушками и герметиком. Половины картера, а также крышки картера фиксируются от взаимного смещения контрольными втулками.
Трансмиссия (силовая передача) мотоцикла обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущему колесу мотоцикла и его изменение в зависимости от дорожных условий и нагрузки. Состоит трансмиссия из моторной передачи, муфты сцепления, коробки передач и передачи на заднее колесо.
Общий вид двигателя и группа цилиндра
1 - прокладка, 2 - патрубок, 3 - болт, 4 - шайба, 5 - прокладка цилиндра, 6 - цилиндр в сборе, 7 - заглушка цилиндра, 8 - прокладка, 9 - прокладка, 10 - винт, 11 - патрубок выпускной, 12 - шпилька, 13 - виброгаситель, 14 - головка цилиндра, 15 - виброгаситель, 16 - головка цилиндра в сборе с виброгасителем, 17 - шайба, 18 - гайка, 19 - свеча зажигания А23-1, 20 - декомпрессор в сборе, 21 - шайба, 22 - шпилька, 23 - карбюратор, 24 - Двигатель в сборе с карбюратором и воздухофильтром, 25 - Воздухофильтр в сборе
Обозначение детали | Наименование детали | Количество на мотоцикл, ШТ. | ||||
ПЗ | П4 | П5 | П5-01 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ИЖПЗ. 1-3 | Прокладка | 1 | 1 | — | — |
ИЖП5. 1-26 | Прокладка | — | — | 1 | 1 | |
2 | ИЖП4. 1-3 | Патрубок | 1 | 1 | — | |
ИЖП5. 1-3 | Патрубок. | — | — | 1 | — | |
3 | 360015-29 | Болт М8 х1 -6gх22 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | 252155-29 | Шайба 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | ИЖ56. 1-204-5 | Прокладка цилиндра | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | ИЖПЗ. Сб. 1-50-1 | Цилиндр в сборе | 1 | 1 | — | — |
ИЖП5. Сб. 1-5-2 | Цилиндр в сборе | — | — | 1 | — | |
7 | ИЖ56.1-260 | Заглушка цилиндра левая | 1 | 1 | 1 | 1 |
ИЖ56.1-261 | Заглушка цилиндра правая | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | ИЖ56.1-265 | Прокладка | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | ИЖП5.1-25 | Прокладка | — | — | 1 | 1. |
10 | ИЖВ-122 | Винт М8-6gх22 | — | — | 2 | 2 |
11 | ИЖП5. 1-5 | Патрубок выпускной | — | — | 1 | 1 |
12 | ИЖШПИ-1 | Шпилька 2М8-6gх95 | — | — | 2 | 2 |
13 | ИЖП5. 1-37 | Виброгаситель | — | — | 3 | — |
ИЖП5.1-38 | Виброгаситель | — | — | 1 | — | |
14 | ИЖП5. 1-1-1 | Головка цилиндра | 1 | 1 | — | — |
15 | ИЖП5. 1-36 | Виброгаситель | — | — | 2 | — |
16 | ИЖП5. Сб. 1-28 | Головка цилиндра в сборе с виброгасителем | — | — | 1 | — |
17 | ИЖШБ-19-1 | Шайба-10 | 6 | 6 | 6 | 6 |
18 | ИЖГ-103 | Гайка М10-6Н | 6 | 6 | 6 | 6 |
19 | А23-1 | Свеча зажигания | 1 | 1 | 1 | 1 |
20 | ИЖ49. Сб. 1-27 | Декомпрессор в сборе | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | ИЖП. 1-332 | Шайба | 1 | 1 | 1 | 1 |
22 | ИЖ56. 1-206-1 | Шпилька | 6 | 6 | 6 | 6 |
23 | К65И-1107010 | Карбюратор | 1 | 1 | 1 | 1 |
24 | ИЖП5. Сб. 1-0 | Двигатель в сборе с карбюратором | — | — | 1 | — |
ИЖПЗ. Сб. 1-0-3 | Двигатель в сборе с карбюратором и воздухофильтром | 1 | — | — | — | |
ИЖП4. Сб. 1-0-3 | Двигатель в сборе с карбюратором и воздухофильтром | — | 1 | — | — | |
ИЖП5. Сб. 1-0-3 | Двигатель в сборе с карбюратором и воздухофильтром | — | — | 1 | ||
25 | ИЖПЗ. Сб. 9-0-1 | Воздухофильтр в сборе | 1 | 1 | 1 | - |
Конструкция двигателя "Планета 5" с муфтой сцепления и коробкой передач (в разрезе)
1 - свеча зажигания, 2 - головка цилиндра, 3 - цилиндр, 4 - поршень, 5 - поршневое кольцо, 6 - палец поршня, 7 - картер, 8 - канал для смазки коренного подшипника, 9 - роликоподшипник, 10 - левый сальник, 11 - левая крышка, 12 - моторная цепь, 13 - шарикоподшипник, 14 - звездочка коленчатого вала, 15 - наружный барабан муфты сцепления, 76 - диск муфты сцепления, 17 - внутренний барабан, 18 - нажимной диск, 19 - пружина, 20 - фасонная гайка, 21 - толкатель, 22 - шарикоподшипник, 23 - храповик наружного барабана, 24 - рычаг переключения передач, 25 - рычаг пускового механизма, 26 - вал пускового механизма, 27 - вал переключения передач, 28 - сектор пускового механизма, 29 - пружина, 30, 31, 32, 39, 40, 42 - шестерни коробки передач, 33 - вилка переключения передач, 34 - упор, 35 - вал переключения передач, 36 - крышка коробки передач, 37 - установочная втулка, 38 - правая крышка, 41 - промежуточный вал, 43 - шарикоподшипник, 44 - роликоподшипник, 45 - вторичный вал, 46 - первичный вал, 47 - регулировочный винт сцепления, 48 - шарик червяка, 49 - червяк сцепления, 50 - колпачок гайки вторичного вала, 51 - сальник, 52 - звездочка, 53 - генератор, 54 - правый сальник, 55 - роликоподшипник, 56 - прокладка, 57 - коленчатый вал, 58 - перепускной канал, 59 - выхлопное окно, 60 - декомпрессор.
Картер двигателя
Обозначение детали | Наименование детали | количество на мотоцикл, шт. | ||||
П3 | П4 | П5 | П5-01 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ИЖПЗ. С6.1-53 | Картер с деталями | 1 | - | - | - | |
ИЖП4.С6.1-1-2 | Картер с деталями | - | 1 | 1 | - | |
1 | ИЖШБ-27 | Шайба 5-фибровая | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Винт М6-6gX58 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | ИЖВ-117 | Винт Мб-6gX58 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | ИЖПЗ. С6.1-76-Г | Крышка картера левая | 1 | 1 | 1 | - |
5 | ИЖ56.1-214 | Прокладка левой крышки картера | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | ИЖ56.1-228-1 | Пробка наливного отверстия | 1 | 1 | 1 | - |
7 | ИЖШБ-124 | Шайба 14-фибровая | 1 | 1 | 1 | - |
8 | ИЖВ-25 | Винт В1.М5-6gХ12 | 9 | 9 | 9 | 9 |
9 | ИЖ56.1-218-2 | Планка стопорная | 1 | 1 | 1 | 1 |
10 | ИЖШБ-114 | Шайба регулировочная | 2 | 2* | 2* | 2* |
ИЖШБ-116 | Шайба регулировочная | 2 | 2* | 2* | 2* | |
11 | ИЖШБ-11-1 | Шайба регулировочная | 7 | 7* | 7* | 7* |
ИЖШБ-11 , | Шайба регулировочная | 3 | 3* | 3* | 3* | |
12 | ИЖШБ-24 | Шайба регулировочная | 4 | 4* | 4* | 4* |
ИЖШБ-24-1 | Шайба регулировочная | 2 | 2* | 2* | 2* | |
13 | 203 | Шарикоподшипник | 2 | 2 | 2 | 2 |
14 | 204 | Шарикоподшипник | 1 | 1 | 1 | 1 |
15 | ИЖ49.1-39 | Пробка сливного отверстия | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | ИЖ49Л-181 | Прокладка | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 | ИЖ56.1-208-1 | Шпилька крепления цилиндра | 4 | 4 | 4 | 4 |
18 | 252156-29 | Шайба 10 | 4 | 4 | 4 | 4 |
19 | ИЖГ-103 | Гайка М10-6Н | 4 | 4 | 4 | 4 |
20 | ИЖП4.1-41 | Сапун | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | ИЖП4.1-33 | Контакт нейтрали | 1** | 1 | 1 | 1 |
22 | ИЖП.1-209-2 | Половина картера левая | 1 | 1 | 1 | 1 |
23 | ИЖ49.1-27 | Втулка картера | 2 | 2 | 2 | 2 |
24 | ИЖП. 1-210-1 | Половина картера правая | 1 | - | - | - |
ИЖП4.1-6 | Половина картера правая | - | 1 | 1 | - | |
25 | ИЖ49.1-159 | Прокладки | 1 | 1 | 1 | 1 |
26 | ИЖП.1-213-3 | Крышка коробки передач | 1 | 1 | 1 | - |
27 | ИЖ49.1-23 | Втулка установочная | 3 | 3 | 3 | 3 |
28 | ИЖ49.1-35 | Заглушка | 3 | 3 | 3 | 3 |
29 | ИЖ49.1-30 | Заглушка | 1 | 1 | 1 | 1 |
30 | ИЖ49.1-31 | Кольцо стопорное | 1 | 1 | 1 | 1 |
31 | ИЖП5.Сб.1-3 | Крышка правая в сборе | 1 | 1 | 1 | - |
32 | 220086-13 | Винт М5-68ХЗО | 2 | 2 | 2 | 2 |
33 | ИЖП4.1-32 | Крышка генератора | 1 | 1 | 1 | - |
31,32,33 | ИЖП3. Сб.1-55 | Крышка в сборе • ~ | 1 | - | - | - |
34 | ИЖ49. Сб.1-28-1 | Сальник в сборе | 1 | 1 | 1 | 1 |
35 | ИЖП.1-327 | Кольцо установочное | 1 | 1 | 1 | 1 |
36 | ИЖВ-113 | Винт М6-6gХ 30 | 2 | 2 | 2 | 2 |
ИЖ49.1-23 | Втулка установочная | 3 | 3 | 3 | 3 | |
37 | ИЖВ-8 | Винт М6-6gХ 37 | 3 | 3 | 3 | 3 |
38 | ИЖВ-5 | Винт М6-6gХ 45 | 2 | 2 | 2 | 3 |
39 | ИЖВ-2 | Винт М6-6gХ 65 | 8 | 8 | 8 | 8 |
40 | ИЖ49.1-188 | Втулка установочная | 2 | 2 | 2 | 2 |
41 | 252004-29 | Шайба 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
42 | ИЖП. 1-334 | Заглушка | 1 | 1 | 1 | 1 |
43 | ИЖВ-1 | Винт М6-6gХ50 | 2 | 2 | 2 | 2 |
44 | ИЖШТ-3 | Штифт цилиндрический | 1 | 1 | 1 | 1 |
* Наибольшее количество
**С доработкой картера (рассверливание и нарезка резьбы М12)
Коробка передач
Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел силовой передачи (трансмиссии) мотоцикла в зависимости от нагрузки, дорожных и иных условий движения, а также для отсоединения двигателя от силовой передачи мотоцикла.
Коробка передач состоит из редуктора и механизма переключения передач.
Обозначение детали | Наименование детали | Количество на мотоцикл, шт. | ||||
П3 | П4 | П5. | П5-01 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ИЖПС. 1-40-2 | Вал первичный | - | - | 1 | 1 |
ИЖПС. 1-40-1 | Вал первичный | 1 | 1 | - | - | |
2 | ИЖПС. 1-42-2 | Шестерня 2-й передачи | - | - | 1 | 1 |
ИЖПС. 1-42-1 | Шестерня 2-й передачи | 1 | 1 | - | - | |
3 | ИЖ49.1-41 | Шайба упорная | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | ИЖ49.1-42 | Кольцо установочное | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | ИЖПС. 1-41-1 | Шестерня 2-й и 4-й передач | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | ИЖПЗ. Сб. 1-86-1 | Вал первичный в сборе | - | - | 1 | 1 |
ИЖПЗ. Сб. 1-80 | Вал первичный в сборе | 1 | 1 | - | - | |
7 | ИЖШБ-34или | Шайба | 1 | 1 | 1 | 1 |
ИЖШБ-34-1 | Шайба | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | ИЖП2. Сб. 1-92-1 | Вал вторичный с подшипником | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | ИЖ56.1-282 | Звездочка вторичного вала | 1* | 1* | 1* | 1* |
ИЖ49.1-128 | Звездочка вторичного вала | 1 | 1 | 1 | 1 | |
10 | ИЖ49.1-129 | Шайба стопорная | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | ИЖ49.1-130 | Гайка вторичного вала ' | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | ИЖП2.1-416 | Колпачок •гайки вторичного вала | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | ИЖП2:1-420 | Кольцо | 1 | 1 | 1 | 1 |
14 | ИЖП4.1-56 | Вал промежуточный | 1 | 1 | 1 | 1 |
15 | ИЖПС. 1-45-1 | Шестерня 3-й передачи | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | ИЖ49.1-48 | Кольцо установочное | 2 | 2 | 2 | 2 |
17 | ИЖПС. 1-44-1 | Шестерня 1-й и 3-й передач | 1 | 1 | - | - |
ИЖПС. 1-44-2 | Шестерня 1-й и 3-й передач |