Владимир Сеселкин (SV)
Вот решил написать статейку про переделку фары для ЯВЫ-360, актуально для всех мотоциклов с диаметром оптического элемента (ОЭ) 152мм. Если верить статье из журнала МОТО про фары.
Цель. Получение нормального освещения дороги ночью, соответственно – повышение пассивной безопасности.
Постановка задачи: Произвести замену штатного оптического элемента (ОЭ) на ОЭ от фары ВАЗ-2106 (ближний – дальний свет) не изменяя внешний вид мотоцикла.
Реализация: Небольшой экскурс в историю. ОЭ, получившие максимальное распространение имеют ТРИ типоразмера, это: 136мм , 152мм и 170мм, все остальное - применяется на различной спецтехнике. А теперь – по порядку. ОЭ с диаметром 136мм применялись на всей старой авто и мотто технике с 6В электрооборудованием. Сейчас они вытеснены ОЭ с диаметром 170мм. Хотя, остались некоторые исключения, как например, «четырехфарные» автомобили, типа ВАЗ-2106 и еще какие-то. ОЭ с диаметром 152мм применялись исключительно на мотоциклах ЯВА, так что «донора» на стороне искать – бесполезно.
Теперь собственно про реализацию проекта. Сняв штатный ободок и покрутив его в руках вместе с ОЭ от ВАЗ-2106 мы замечаем, что «жигулевский» ОЭ при некотором положении просто проваливается в отверстие ободка. Это сразу наводит на некоторые размышления о некотором «переходнике» и отметается предположение о «приживлении» его в оригинале. Как я писал выше, в постановке задачи, требуется сохранить все задуманные конструкторами потребительские характеристики, например, возможность регулировки угла наклона светового пучка фары на ходу.
И так…, для закрепления ОЭ от ВАЗ-2106 нам необходим некоторый переходник имеющий размеры и форму родного, явского ОЭ в месте соприкосновения его с ободком фары. Штатный ОЭ крепится к ободку при помощи двух проволочных «хомутиков» и кроштейна (для изменения наклона фары). Переходник состоит из шести деталей.
1. «корпус» (деталь, соприкасающаяся с ободком и в которую соответственно и вложен ОЭ);
2. «крышка» (деталь, фиксирующая ОЭ в «корпусе»);
3. «кронштейн» (деталь, при помощи которой устанавливается угол наклона фары в ободке);
4. «штифт» 2шт (детали, аналогичные штатным, за которые проволочные хомутики крепят «нашу конструкцию» в ободке);
5. «прокладка», между «корпусом», собственно ОЭ и «крышкой» (вырезается по месту из тонкого картона или толстой бумаги и служит для компенсации зазоров и предотвращения механического воздействия металлических деталей на стеклянный ОЭ).
2. «крышка» (деталь, фиксирующая ОЭ в «корпусе»);
3. «кронштейн» (деталь, при помощи которой устанавливается угол наклона фары в ободке);
4. «штифт» 2шт (детали, аналогичные штатным, за которые проволочные хомутики крепят «нашу конструкцию» в ободке);
5. «прокладка», между «корпусом», собственно ОЭ и «крышкой» (вырезается по месту из тонкого картона или толстой бумаги и служит для компенсации зазоров и предотвращения механического воздействия металлических деталей на стеклянный ОЭ).
К «корпусу» крепится «кронштейн» двумя винтами М3 насквозь через «крышку». Возможно в «кронштейне» придется подобрать место для отверстия с резьбой М4 под регулировочный винт, фиксирующий ОЭ в ободке – экспериментально. Наиболее удачный вариант – местоположение отверстия под регулировочный винт размечать на уже собранной фаре, через пазик для этого винта (для чистоты эксперимента лучше посадить еще и пассажира для «баластировки» мотоцикла). «Шитфты» в «крышку» - запрессовываются (реально – аккуратно забивались молотком). «Крышка» к «корпусу» крепится при помощи четырех винтов М3. И так, ОЭ у нас – собран. Теперь остается в нем закрепить лампу головного света (стандартная лампа Н4 (АКГМ12-55/60)) и лампу стояночного света (А12-3). А вот здесь… нас поджидают – «творческие муки», в ОЭ от ВАЗ-2106 конструктивно не предусмотрена установка лампы стояночного света. Но в лампе Н4 конструктивно предусмотрены два лепестка (для ее правильной ориентации в ОЭ), выштампованных из «тарелки» лампы. Нам надо как-то обеспечить стояночный свет, для этого в «тарелке» удаляем оставшуюся перемычку между отверстиями (из которых произошли лепестки), это можно аккуратно сделать отверткой и потом отверстие ей же и «развернуть» или распилить надфилем. Это я пишу для тех кто скажет, что в случае замены сгоревшей лампы в «полевых условиях» надо иметь запасную, а не заниматься «наколенным народным творчеством» в дали от гаража. В качестве лампы стояночного света мной использовалась безцокольная лампа, применяющаяся в приборной панели в иномарках, цена вопроса 3-5 рублей, в зависимости от жадности продавца. К ней придется припаять проводки длиной 5-7см и спрятать пайку в «термоусадочную трубку» или традиционный кембрик подходящего диаметра. Лампа стояночного света установлена на индивидуальной планке, выполненной из фольгированного стеклотекстолита и крепится к ОЭ при помощи металлических планок («донором» послужил корпус от компьютера из которого были выломаны две «заглушки» плат расширения). Планки с платой крепятся к ОЭ с помощью винтов М3. Лампа стояночного света, расположена так, чтобы излучаемый ей свет проходил через «развернутое» отверстие в «тарелке» лампы головного света. Крепится лампа стояночного света на плате при помощи винта с гайкой (гайка припаяна снизу к плате, чтобы минимизировать количество теряемых деталей при замене) и проволочного хомутика. Подключается стояночный свет при помощи стандартных штекерных разъемов шириной 6,3 мм. Они закреплены к планке опять же при помощи винтов и припаянных гаечек М3, хотя на картинке видно, что они (штыри) еще и припаяны. Винтами через шайбы крепятся надставленные проводки лампы стояночного света (я использовал МГТФ сечением 0.12мм). С собой, в качестве ЗИПа, возится только «подготовленная» лампа стояночного света.
Первоначально это делалось в 2001 году, по прошествии четырех лет и замены одного комплекта ламп конструкция установки лампы стояночного света претерпела некоторые изменения в сторону упрощения конструкции и улучшения видимости мотоцикла в темное время суток. Сейчас, я бы уже не стал делать штифты, а на их место установил бы винты М3 с потайной головкой изнутри «крышки» и гаечки – снаружи или нарезав в «крышке» резьбу М3. Это будет менее красиво, но более просто в изготовлении. Также очень хочу предостеречь последователей тенденции «синие писалки» и любителей устанавливать везде светодиоды. В качестве стояночного света его лучше не использовать, так как это очень «остронаправленный» источник света. Как ни крути, а в данном месте лампа накаливания – рулит. Минус – большой ток потребления по сравнению со светодиодом. Плюс – световое излучение от нити накаливания распространяется во все стороны, ограниченные параболой и «тарелкой» лампы головного света, а также дополнительное «переотражение» - интерференция от параболы. Последняя лампа Н4 головного света была доработана довольно варварским способом (в полевых условиях) – в районе «ориентирующих усиков» беремся пассатижами за «тарелку» лампы и выламываем сектор от края до «усиков» (на просвет получается – «шалашик»), а края (заусенцы) опиливаем надфилем. Главное – НЕ хватать колбу лампы руками. Вот вроде и все. Если есть какие вопросы, пишите – постараюсь ответить.
Обсуждение статьи в форуме
Обсуждение статьи в форуме
Рисунки и фотографии
Эскиз внедрения оптического элемента
Эскиз корпуса
Эскиз кронштейна наклона фары
Эскиз крышки
Эскиз обода с переходником
Эскиз размеров ободка
Эскиз размеров штифта